Аннотация
Цель статьи — познакомить реставраторов и исследователей с традиционными и современными методами реставрации буддийской живописи на холсте, c оборудованием и материалами, которые применяются в лаборатории научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа. Актуальность данной работы продиктована развитием реставрационной практики буддийской живописи в последние десятилетия. В исследовании показано, как появление новых высокотехнологичных материалов, оборудования и методов исследования памятников позволяет реставратору более эффективно работать с ними. Также в данной работе показаны результаты изучения и исследования двух тангка. Комплексное исследование тангка, проведенное силами специалистов научно-исследовательских лабораторий, позволило правильно выбрать методики реставрации. Кроме этого, в работе приводятся краткие исторические сведения об иконографии и технологии создания тангка. В статье проводится анализ реставрационных методик и их выбора, рассматриваются этические проблемы, связанные с допустимой степенью вмешательства в структуру памятника. На примере сравнения подходов к реставрации двух буддийских тангка, реставрированных в разные годы (тангка «Образ буддийский Дорджэ Лэкпа» в 2018 году и тангка «Махакала синий шестирукий, трехглазый, стоящий на слоне с человеческой фигурой» в 2021 году), описаны различные методики. Анализ проведенных реставрационных мероприятий включает в себя описание проведенных исследований памятников до реставрации и методов отчистки поверхности, укрепления красочного слоя, восполнения грунта, выравнивания основы и восполнения утрат красочного слоя. В статье показана практическая значимость и результативность применения различных материалов, оборудования и методов реставрации буддийской живописи. Обобщены результаты реставрации обоих памятников.
Библиографические ссылки
- Ван Нес К.Я. Удаление пыли с объектов // Консервация и хранение: Материалы 10 и 11 тематического семинара / под ред. Я.А. Моск; пер. с голланд. Г.В. Дорофеевой. СПб: Европейский Дом, 1997. С. 155–173.
- Елихина Ю.И. Тибетская живопись (танка) из собрания Ю.Н. Рериха (коллекция Государственного Эрмитажа). СПб.: «ГАМАС», 2010. 128 с.
- Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2010. 170 с.
- Метлицкая Л.Л., Костикова Е.А. Реставрация произведений графики: Методические рекомендации // М.: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1995. 183 c.
- Мымрина Е.В. Исследование, реставрация и консервация икон-танка из собрания «Буддийская икона» Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова // Атрибуция, сохранность и реставрация музейных памятников: материалы I научно-практической конференции М.: Издательство Государственного Исторического музея, 2013. С. 326–334.
- Обитель милосердия: каталог выставки / под ред. Е.В. Крутовой. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. 510 с.
- Boon Nee Loh J. Decision from Indecision: Conservation of Thangka Significance, Perspectives and Approaches // Journal of Conservation and Museum Studies. 2002. № 8. P. 1–5. DOI: http://doi.org/10.5334/jcms.8021 (дата обращения: 16.10.2021).
- Jackson D., Jackson J. Tibetan thangka painting: methods and materials. London: Serindia Publications, 1984. 202 p.
- Kogou S., Lucian A., Bellesia S., Burgio L., Bailey K., Brooks C., Liang H. A holistic multimodal approach to the non-invasive analysis of watercolour paintings // Applied Physics A.: Mater. Sci. Process, 2015, vol. 211(3), pp. 999–1014.
- Kossak S., Singer J.C., Bruce-Gardner R. Sacred Visions: Early Paintings from Central Tibet. New York: Metropolitan Museum of Art, 1998. 225 p.
- Roy A. (ed.). Artists' pigments: A handbook of their history and characteristics. London: National Gallery of Art, 1993.
- Winter J. East Asian Paintings Materials, Structures and Deterioration Mechanisms. London: Archetype Publications Ltd., 2008. 201 p.
- Zhongqi He, Yongliang Liu. Fourier Transform Infrared Spectroscopic Analysis in Applied Cotton Fiber and Cottonseed Research: A Review // The Journal of Cotton Science. 2021. Vol. 25. P. 167–183.