Аннотация
В настоящей статье рассматривается хакасский традиционный праздничный костюм как культурный феномен и материальный носитель орнамента и прочих культурных кодов, знаковых для национальной идентичности. Проблема изучения и сохранения традиций в вышивке хакасских орнаментов заключается в старении мастеров и слабой преемственности поколений, а также в плохой сохранности текстильного материала в археологических находках. Цель автора заключается в систематизации видов хакасского криволинейного орнамента в народном костюме, а также в анализе орнамента как упорядоченной системы знаков, опирающейся на мифологические основания и константы этнической культуры. В результате автор отмечает в технологии хакасской вышивки несколько видов декоративных швов, общих для кочевых народов Средней Азии, Казахстана, Южной Сибири, Дальнего Востока и Китая. Определены цветовые решения контура и середины орнамента, техника выполнения и материал. В семантическом контексте орнамента отмечены растительные и зооморфные мотивы с устойчивыми художественными характеристиками. В статье описаны композиционные решения, цвет, ритм элементов орнамента в их символическом контексте. Результаты исследования могут быть использованы как в образовательных программах, так и в проектах по сохранению художественных ремесел и традиционной хакасской культуры в целом.
Библиографические ссылки
- Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник XIX – начала XX в. Народы Севера и Дальнего Востока. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1960. – 500 с.
- Киштеева О.В. Роль народного мастера в сохранении художественных традиций хакасского орнамента // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: сборник науч. ст. / Ред. Т. Г. Боргоякова. – Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2019. – С. 112-117.
- Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. – М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 332 с.
- Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 216 с.