Архетип Родины-матери в современном искусстве Индии
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

современное индийское искусство, индийская культура, женские архетипы, материнский архетип, Родина-мать, бенгальская школа живописи, индийские художники, Бхарат Мата, Мать Индия, Макбул Фида Хусейн, Абаниндранат Тагор, Амрита Шер-Гил, Пушпамала Н., Наличии Малани, Кали, Дурга,

Как цитировать

Кузина Е. О. Архетип Родины-матери в современном искусстве Индии // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 120–135. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.008.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена исследованию образов, воплощающих женские архетипы, в частности Родины-матери, в современном индийском искусстве. Родина-мать — универсальный почти для любой индоевропейской культуры архетипический символ, визуализация его в индийской культуре хронологически совпадает с формированием искусства бенгальской школы живописи. Первое изображение Родины-матери появляется в Индии в последней трети XIX века — это работа Абаниндраната Тагора «Душа Родины» 1905 года. Сегодня образ Родины-матери, или Бхарат Маты — матери Индии, продолжает быть одним из самых востребованных в современном индийском искусстве, к нему регулярно обращаются известные индийские художники. При этом каждый из рассмотренных в статье — ключевых авангардистов, таких как Амрита Шергил и Макбул Фида Хусейн, и родоначальниц феминистского искусства в Индии — Налини Малани, Пушпамалы Н. — видоизменяет образ, обращаясь к самым разным аспектам материнского архетипа. Настоящая статья не только освещает историю и культурный контекст развития образа, но и показывает анализ творчества художников с позиций их взаимодействия с существующей и новой мифологией и архетипом. Изучение произведений искусства в данном случае предполагает обращение автора к культурологическому, социологическому, но прежде всего к психоаналитическому методу, разработанному Карлом Густавом Юнгом и его последователем Эрихом Нойманном. Цель этой статьи — описать и проанализировать те аспекты женского архетипа, которые оказались в центре внимания известных индийских художников, работающих с этой темой, и показать, как видоизменялся архетип Родины-матери на протяжении XX и XXI веков. В результате сделан вывод, что художники-авангардисты обращались к тем аспектам женского архетипа, которые уже отчасти существовали в традиционном искусстве, однако выразив их в новой форме и контексте, а женский архетип включил в себя новый опыт, в связи с чем проявился в трансформированном виде.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.008
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Нойманн Э. Великая мать. Глубинная психология и психоанализ. М.: Добросвет, 2021. 412 c.
  2. Ригведа. Избранные гимны / пер., ком. и вст. ст. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1972. 419 c.
  3. Dey D., Tripathi P. Art and feminine iconography: locating the aesthetic/profane body in the Bharat Mata paintings // National Identities. 2023. Vol. 25. № 2. P. 137–154.
  4. Ramaswamy S. The Goddess and the nation. Mapping Mother India. Durham: Duke University Press, 2010. 400 p.
  5. Gupta Ch. The Icon of Mother in Late Colonial North India: ‘Bharat Mata’, ‘Matri Bhasha’ and ‘Gas Mata’ // Economic and Political Weekly. 2001. Vol. 36. № 45. P. 4291–4299.
  6. Jha S. The life and times of Bharat Mata // Manushi. 2004. Vol. 7. № 142. P. 34–38.
  7. Sharma K. Mother India: the role of the maternal figure in establishing legal subjectivity // Law Critique. 2018. № 29. P. 1–29. https://doi.org/10.1007/s10978-017-9197-4.
  8. Кузина Е.О. Ключевые течения в изобразительном искусстве Индии 1940–1970-х годов: истоки, формирование, компоненты художественного метода : автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2024. 31 с. URL: https://sias.ru/upload/iblock/d53/lji4felwv0wxq7jb47j604ke533dww5m/AVTOREFERAT-.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
  9. Davis R. Gods in print. Masterpieces of India’s mythological art. A century of sacred art (1870–1970). San Rafael, CA: Mandala Publishing, 2012. 226 p.
  10. Ramaswamy S. Maps and Mother Goddesses in modern India // Imago Mundi. Vol. 53. 2001. P. 97–114.
  11. Амрита Шер-Гил : альбом / авт.-сост. И.И. Шептунова. М.: Изобразительное искусство, 1983. 63 с.
  12. Mathur S. Retake of Amrita Sher-Gil’s self-portrait as Tahitian // 20th century Indian art: modern, post-independence, contemporary / ed. by P. Mitter, P.D. Mukherji, R. Balaram. L.: Thames & Hudson, 2022. P. 84–95.
  13. Kapur G. Modernist myths and the exhale of Maqbool Vida Husain // 20th century Indian art: modern, post-independence, contemporary / ed. by P. Mitter, P.D. Mukherji, R. Balaram. L.: Thames & Hudson, 2022. P. 326–341.
  14. Balaram R. Exit wounds: practice and politics of performance art in India // 20th century Indian art: modern, post-independence, contemporary / ed. by P. Mitter, P.D. Mukherji, R. Balaram. L.: Thames & Hudson, 2022. P. 424–443.