Антропология искусства: загадки артефактов островных культур Сахалина и Курил
Выпуск № 3 (34) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
pdf
HTML
pdf

Ключевые слова

искусство аборигенов Сахалина и Курильских островов, антропология искусства, истоки орнамента, звездное небо в культуре антропа,

Как цитировать

Миссонова Л. И. Антропология искусства: загадки артефактов островных культур Сахалина и Курил // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 3 (34). С. 96–119. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье представлен опыт исследования сакрального искусства, отраженного в археологических памятниках Сахалина и Курильских островов, в сопоставлении с материалами тунгусо-маньчжурской лексики и фольклора («словесными артефактами») этнических общностей. В контексте проблемы происхождения и смысла искусства решаются вопросы об истоках и назначении орнамента, его взаимосвязи с представлениями о познаваемом (сакральном) пространстве; являются ли родство народов и культурные связи единственными причинами сходства орнаментальных мотивов; каковы вневременные факторы восприятия и бытования искусства. В отличие от ранее применявшихся методов изучения истоков искусства с археологических, искусствоведческих позиций или с позиций истории сознания, психологии творчества, истории и психологии религии, мифологии, подход автора данной статьи основан на антропологии искусства как междисциплинарном научном направлении. Определение искусства в качестве вида деятельности антропа целесообразно раскрывать как целостную форму познания и понимания мира человеком. В этом дискурсе «текст» изображений сопоставим с вербальными источниками (языковыми, мифологическими) и свидетельствами иных смежных дисциплин. Материалом послужили археологические памятники Сахалина и Курильских островов, которые соотнесены с предметами культуры иных регионов (Брянской области, полуострова Вайгач, острова Хоккайдо, Германии, Франции). Показано, что запечатленные в древнем искусстве образы Полярной звезды, Ориона, Сириуса, Кассиопеи и другие представлены в мифоритуальном сознании и служат отражением жизненно важных законов пространства Земли и звездного неба, выполняя функцию трансляции культурной памяти.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Абрамова З.А. Эдуард Пьетт и его роль в изучении первобытного искусства // У истоков творчества / отв. ред. Р.С. Васильевский. Новосибирск: Наука, 1978. С. 70–85.
  2. Алексеев В.П. Рецензия на книгу: Я.Я. Рогинский. Об истоках возникновения искусства. М.: МГУ, 1982. // Советская этнография. 1983. № 5. С. 160–161.
  3. Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Берингоморья: Эквенский могильник. М.: Наука, 1975. 240 с.
  4. Бауло А.В. Сокровища священной реки // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 1 (37). С. 95–100.
  5. Василевский А.А. Каменный век острова Сахалин. Южно-Сахалинск: Книжное издательство, 2008. 412 с. (Серия «Историческая библиотека Сахалина и Курильских островов»).
  6. Деревянко А.П. Ожившие древности. М.: Молодая гвардия, 1986. 240 с., ил.
  7. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.: Алетейа, 2005. 472 с.
  8. Дэвлет Е.Г., Ласкин А.Р. К изучению петроглифов Амура и Уссури // Краткие сообщения института археологии. 2014. Вып. 232. С. 8–31.
  9. Devlet E. Rock art in Far Easten Russia // Rock art in East Asia. A thematic study / ed. by J. Clottes and B. Smith. Paris: ICOMOS, 2019. P. 20–31.
  10. Дьякова О.В. Некоторые аспекты происхождения штампованного орнамента средневекового населения Дальнего Востока СССР // Проблемы реконструкций в этнографии : сб. науч. ст. / отв. ред. И.Н. Гемуев. Новосибирск: [б. и.], 1984. С. 104–113.
  11. Забияко А.П., Ван Цзяньлинь. Наскальные изображения Северо-Восточного Китая. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2015. 310 с.
  12. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала XX в. Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1954. 840 с.
  13. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала XX в.). М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963. 500 с. (Труды Института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Серия «Народы Севера и Дальнего Востока»; т. 81).
  14. Максимова Д.А. Первобытное искусство как единство художественно-образного и понятийного освоения мира // У истоков творчества / отв. ред. Р.С. Васильевский. Новосибирск: Наука, 1978. С. 7–17. (Серия «Первобытное искусство»).
  15. Окладников А.П., Фролов Б.А. Древности Сибири: петроглифы, орнаменты, мифы // Наука и человечество : международный ежегодник / под ред. А.А. Логунова. М.: Знание, 1977. С. 66–81.
  16. Рогинский Я.Я. Изучение палеолитического искусства и антропология // Вопросы антропологии. 1965. № 21. С. 151–158.
  17. Фролов Б.А. Три ракурса начала искусства и их научная трактовка. 2004 г. : рукопись // Архив Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН. Л. 1–40.
  18. Фролов Б.А. К истокам первобытной астрономии // Природа. 1977. № 8. С. 96–106.
  19. Frolov B.A. On Astronomy in the Stone Age // Current Anthropology. 1981. Vol. 22. № 5. P. 585.
  20. Формозов А.А. О месте наскальных изображений в истории искусства // Проблемы археологии Урала и Сибири / отв. ред. А.П. Смирнов. М.: Наука, 1973. С. 273–279.
  21. Чан Су Бу. Искусство позднего дзёмона Хоккайдо // У истоков творчества / отв. ред. Р.С. Васильевский. Новосибирск: Наука, 1978. С. 173–182. (Серия «Первобытное искусство»).
  22. Черемисин Д.В. О семантике орнитоморфных персонажей звериного стиля в ритуальной атрибутике Пазырыкских курганов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 1 (37). С. 85–94.
  23. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука — Восточная литература, 1980. 328 с.
  24. Забияко А.П. Генезис религии: возникновение зоолатрии по материалам мобильного искусства Западной и Центральной Европы // Религиоведение. 2020. № 1. С. 5–28. https://doi.org/10.22250/2072-8662.2020.1.5-28.
  25. Лбова Л.В. Символический интеракционизм мальтинской антропоморфной палеолитической скульптуры // Искусство Евразии. 2018. № 2 (9). С. 18–32. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.002.
  26. Лбова Л.В. Художественные формы ледниковой эпохи Сибири как способ самоидентификации человека и общества: предметы персональной орнаментации // Искусство Евразии. 2023. № 3 (30). С. 22–33. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.002.
  27. Горчаков В.А. К проблеме генезиса изобразительного искусства // Советское искусствознание. 1978. Вып. 1 : сб. ст. / редкол.: В.М. Полевой и др. М.: Советский художник, 1979. С. 73–103.
  28. Брейль А. Запад — родина великого наскального искусства // Первобытное искусство / отв. ред. Р.С. Васильевский. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1971. С. 40–52.
  29. Панкина А.И., Ростяженко Т.Е. Древнейшее искусство Северной Азии: современные возможности документации, публикации и обмена данными // Искусство Евразии. 2023. № 2 (29). С. 14–25. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.001.
  30. Дэвлет Е.Г., Забияко А.П. Петроглифы в культуре тунгусо-маньчжурских народов // Тунгусо-маньчжурские народы Сибири и Дальнего Востока: эвенки, эвены, негидальцы, уйльта, нанайцы, ульчи, удэгейццы, орочи, тазы / отв. ред. Л.И. Миссонова, А.А. Сирина. М.: Наука, 2022. С. 144–161. (Серия «Народы и культуры»).
  31. Лбова Л.В., Панкина А.И., Волков П.В., Казаков В.В. Зооморфная пластика в сибирских коллекциях верхнего палеолита (документирование, систематизация, подходы к классификации) // Краткие сообщения Института археологии. 2020. № 260. С. 80–92. https://doi.org/10.25681/IARAS.0130-2620.260.80-92.
  32. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в контексте культуры. Историко-культурологический анализ : автореф. дис. … докт. философских наук. СПб., 1995. 31 с.
  33. Кошаев В.Б. Типология искусства // Теория и история искусства. 2020. № 3–4. С. 44–74.
  34. Миссонова Л.И., Кошаев В.Б. Антропология искусства (введение в тему) // Кунсткамера. 2024. № 1 (23). С. 110–118. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-1(23)-110-118.
  35. Банников К.Л., Шкарбань С.Ш. Искусство и смыслы этноисторического туризма // Кунсткамера. 2024. № 1 (23). С. 119–131. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-1(23)-119-131.
  36. Добжанская О.Э. Звукоподражания птицам в музыкальном фольклоре ненцев: к изучению регионально-этнических аспектов звучащего ландшафта Арктики // Кунсткамера. 2024. № 1 (23). С. 132–141. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-1(23)-132-141.
  37. Курасов С.В., Лаврентьев А.Н., Лаврентьева Е.А. Антропоконструктивизм в музейно-выставочном пространстве Норильска // Кунсткамера. 2024. № 1 (23). С. 142–157. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-1(23)-142-157.
  38. Островский А.Б. Орнаментика айнских культовых предметов: признаки сакральной коммуникации // Кунсткамера. 2024. № 1 (23). С. 175–183. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-1(23)-175-183.
  39. Слепцов Ю.А. Шаманы и люди Севера в искусстве граттажа // Кунсткамера. 2024. № 1 (23). С. 184–193. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-1(23)-184-193.
  40. Арутюнов С.А. Рецензия на книгу: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981 // Советская этнография. 1982. № 4. С. 154–161.
  41. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л.: Наука, 1969. 304 с.
  42. Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Сборник трудов Научно-исследовательского института художественной промышленности (Сборник трудов НИИХП). Вып. 5 / отв. ред. Л.К. Розова. М.: Госместпромиздат, 1972. С. 127–134.
  43. Этнографические исследования развития культуры : сб. ст. / отв. ред. А.И. Першиц, Н.Б. Тер-Акопян. М.: Наука, 1985. 263 с.
  44. Миссонова Л.И. Сакральное пространство и искусство его изображения в этнической культуре Северной Азии: артефакты Сахалина // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 4 (48). С. 119–129.
  45. Миссонова Л.И. Многомерность пространства в мировоззрении и искусстве тунгусо-маньчжурской малочисленной этнической общности острова Сахалин // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. № 1 (53). С. 121–130.
  46. Голубев В.А., Прокофьев М.М. Изображение животных и рыб в искусстве охотской культуры // Первобытное искусство : сб. ст. / отв. ред. Р.С. Васильевский. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1976. С. 116–120.
  47. Миссонова Л.И. Орнаментальная символика вещей в познании мифоритуального сознания и образа жизни народа // Вещь в трансляции этничности : материалы Семнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / отв. ред. В.М. Грусман, Е.Е. Герасименко. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 30–34.
  48. Клетнова Е.Н. Символика народных украс Смоленского края // Труды смоленских государственных музеев. Вып. 1 / под ред. С.Д. Ширяева. Смоленск: Смоленские государственные музеи и ГУБОНО, 1924. С. 111–126, табл. XXVIII–XXXI.
  49. Пилсудский Б.О. Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904 г. : препринт. Южно-Сахалинск: Институт морской геологии и географии ДВО АН СССР, 1989. 76 с.
  50. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984. 201 с.
  51. Миссонова Л.И. Лексика уйльта как историко-этнографический источник. М.: Наука, 2013. 334 с., цв. вклейка 24 с.
  52. Барышев И.Б. Языческие святилища острова Вайгач. М.: Институт наследия, 2011. 319 с.
  53. Василевич Г.М. Эвенки. Этнографическая монография : рукопись, 1961 // Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). Библиотечно-информационный фонд документов. Василевич Г.М., 1961. Книга 1. Л. 1–484.
  54. Василевич Г.М. Эвенки: этнографическая монография : в 2 кн. / сост. и отв. ред. Л.И. Миссонова, В.Н. Давыдов, А.М. Певнов, Е.Н. Романова. Новосибирск: Наука, 2022–2023. Кн. 1. 2022. 352 с. Кн. 2. 2023. 432 с.
  55. Федорчук В.Д. Шаманские культовые жезлы из оленьего рога с озера Невского // Вестник Сахалинского музея. 1995. № 1 (1). С. 127–135.
  56. Островский А.Б. Ритуальная скульптура народов Амура и Сахалина. Путеводная нить чисел. СПб.: Нестор-История, 2009. 195 с.
  57. Островский А.Б. Характеристики первобытного мышления в свете изучения традиционной культуры нивхов // Природа, история и культурное наследие Сахалинской области: исследования и открытия : материалы научной конференции, посвященной 110-летию Сахалинского музея (1896–2006). Южно-Сахалинск: [б. и.], 2008. С. 190–197.
  58. Ермолова Н.В. Представления о душе, смерти и загробной жизни в традиционном мировоззрении эвенков // От бытия к инобытию. Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки / отв. ред. Ю.Е. Берёзкин, Л.Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2010. С. 93–158.
  59. Аврорин В.А., Козьминский И.И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // Сборник Музея антропологии и этнографии / отв. ред. С.П. Толстов. М.: Издательство Академии наук СССР, 1949. Т. 11. С. 324–327. (Сборник МАЭ; т. 11).
  60. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1958. 235 с.
  61. Осипова М.В. Декоративно-прикладное искусство айнов: от прошлого к настоящему. Очерки о духовной культуре айнов. Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2016. 216 с.
  62. Федорчук В.Д. Орнаментация керамики // Вестник Сахалинского музея. 2002. № 1 (9). С. 94–106.
  63. Яншина О.В. Наскальные рисунки о. Итуруп (по материалам полевых исследований Ю.В. Кнорозова) // Свод археологических источников Кунсткамеры / отв. ред. Г.А. Хлопачев. Вып. 2. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2009. С. 103–132.
  64. Тунгусо-маньчжурские народы Сибири и Дальнего Востока: эвенки, эвены, негидальцы, уйльта, нанайцы, ульчи, удэгейццы, орочи, тазы / отв. ред. Л.И. Миссонова, А.А. Сирина. М.: Наука, 2022. 1031 с. (Серия «Народы и культуры»).