Европейская иконография уральских рельефных икон
Выпуск № 1 (32) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

рельефная икона, камнерезное искусство, искусство Урала, А.К. Денисов-Уральский,

Как цитировать

Будрина Л. А. Европейская иконография уральских рельефных икон // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 1 (32). С. 96-111. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.01.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Рельефные иконы (и, несколько позднее, пейзажи) — особый тип камнерезной продукции, чрезвычайно популярной в среде уральских камнерезов XIX века. Их технология была достаточно подробно описана и проанализирована ранее, в том числе в целом ряде публикаций автора, однако по-прежнему актуальным остается вопрос истоков подобного рода произведений и использованной иконографии. Настоящая статья посвящена вновь выявленным источникам заимствований из европейского искусства, что позволяет провести параллели со схожими по типу произведениями западноевропейских мастеров. Также статья вводит в научный оборот идентификацию источников иконографических схем и деталей композиций, что дает возможность использовать их для атрибуции уральских произведений, уточнить и аргументировать их датировку. Так, к ранее установленному и опубликованному автором факту обращения создателей рельефных икон к немецким гравюрам второй половины XIX века добавляется выявленное заимствование из разнообразных западноевропейских источников XVII–XVIII столетий. Эти данные позволяют существенно расширить границы датировок для ряда произведений, а также уточняют круг памятников, знакомых камнерезам и используемых уральскими мастерами. Новые сведения включают региональное искусство Урала в общий для европейского декоративного искусства XIX века процесс переосмысления наследия предшествующих эпох, аргументируя актуальный тезис о необходимости рассмотрения уральской художественной промышленности как части европейской художественной культуры указанного столетия.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.01.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Зверев П.Н. Гранильный промысел на Урале. Екатеринбург: Екатеринбургское уездное земство, 1887. 94 c.
  2. Будрина Л.А. Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины XIX – начала XX века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А.К. Денисова-Уральского : дис. … канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2004. 200 с.
  3. Будрина Л.А. «…Более, чем художник…»: к 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского : научный каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, 19 февраля – 18 мая 2014 г. Екатеринбург: [б. и.], 2014. 84 с.
  4. Лаженцева Л. Златоустовские иконы нового времени // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 10 (51), октябрь. С. 78–83.
  5. Малаева З. «Насыпные» иконы Денисова-Уральского // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 3–4 (6), март-апрель. С. 92–97.
  6. Будрина Л.А. Страницы творчества А.К. Денисова-Уральского // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 33. С. 221–230.
  7. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г. в г. Екатеринбурге : каталог. Екатеринбург: Типография «Екатеринбургской недели», 1887. 359 с.
  8. Kokott J., Takayanagi F. Erste Dinge – Rückblick für Ausblick. First Things – Looking back to look forward. Hamburg: Selbstverlag, 2018. 186 S.
  9. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала ХХ в. : альбом / авт.-сост.: Ю.А. Гончаров и др. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. 350 c.