Образы Трои и Карфагена в итальянской книжной миниатюре и декоративной живописи Кватроченто
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
HTML
PDF
HTML

Ключевые слова

иконография, искусство Италии, Возрождение, декоративная живопись Кватроченто, книжная миниатюра, росписи свадебных сундуков, образы античных городов, мотивы античного эпоса, Троя, Карфаген, Аполлонио ди Джованни,

Как цитировать

Пивень М. Г. Образы Трои и Карфагена в итальянской книжной миниатюре и декоративной живописи Кватроченто // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 92–104. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена анализу художественной интерпретации мотивов, связанных с  образами Трои и Карфагена в книжной миниатюре и декоративной живописи Кватроченто (росписях сундуков cassoni и декоративных панно spalliere). В тексте статьи уделено внимание связи произведений изобразительного искусства с литературными описаниями облика и жизни исчезнувших городов древности, иконографии и  семантике эпических сюжетов. Автор приходит к выводу, что художественная интерпретация образа города в искусстве Кватроченто составляла важную часть ренессансного осмысления истории и места человека в ней. При общей условности трактовки античных мотивов художники-миниатюристы и мастера декоративной живописи находили средства и иконографические приемы для отражения  ключевых литературных топосов, связанных с историей городов древности.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Аппиан Александрийский. Римская история. В 2 томах. [Перев. с древнегреч.]. Том I. Внешние войны. – М.: Рубежи XXI, 2006. – 362 с.
  2. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел // Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. – М.: Художественная литература, 1969. – С. 349–545.
  3. Вергилий Марон Публий. Буколики. Георгики. Энеида. [Перев. с латин.]. – М.: Художественная литература, 1971. – 447 с.
  4. Петрарка Ф. Африка. – М.: Наука, 1992. – 368 с.
  5. Петрарка Ф. Письма. – СПб.: Наука, 2004. – 620 с.
  6. Пивень М.Г. Образ Дидоны в итальянской живописи XV века: границы интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2019. – С. 606–618.
  7. Таруашвили Л.И. Мораль и тектоника: визуально-пластический образ оппозиции троянцы-ахейцы в «Илиаде» // Статуарность и тектоника в образах литературы и искусства. – М.: Статут, 2016. – С. 9–27.
  8. Тит Ливий. История Рима от основания Города. [Перев. с латин.] / Под ред. П. Адрианова. – М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2009. – 1631 с.
  9. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер. и прим. В.Л. Глазычева. –М.: Русский университет, 1999. – 446 с.
  10. Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. – М.: Наука, 1986. – 287 с.
  11. Юстин Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum». Пер. с латин. А.А. Деконского, М.И. Рижского]. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 490 с.
  12. Baskins C. The Bride of Trebizond: Turks and Turkmens on a Florentine Wedding Chest, circa 1460 // Muqarnas. – 2012. – № 29. – P. 83–100.
  13. Boccaccio G. Genealogy of the Pagan Gods. [English& Latin] Vol. I. Books I–V. – Cambrige, Massachusets, London: Harvard University Press, 2011.
  14. Callmann E. Apollonio di Giovanni. – Oxford: Oxford University Press, 1974. – 98 p.
  15. Franklin M. Vergil and the “Femina Furens”: Reading the “Aeneid” in Renaissance “Cassone” Paintings // Vergilius. – 2014. – Vol. 60. – P. 127–144.
  16. Giusti E. Carthage in Virgil’s Aeneid. Staging the Enemy under Augustus. – Cambridge UK; New York: Cambridge University Press, 2018. – 334 p.
  17. Gombrich E. Apollonio di Giovanni: A Florentine Cassone Workshop Seen Through The Eyes of Humanist Poet // Journal of the Warburg and Courtauld Institute. – 1955. – XVIII. – P. 16–34.
  18. Morrison J.K. Apollonio di Giovanni's “Aeneid” Cassoni and the Virgil Commentators // Yale University Art Gallery Bulletin. – 1992. – P. 26–47.
  19. Williams R. D. The Pictures on Dido's Temple (Aeneid I. 450–93) // The Classical Quarterly, New Series. – 1960. – Vol. 10, No. 2 (Nov., 1960). – P. 145–151.