Образы Ленинграда в советском художественном фарфоре 1930-х – начала 1950-х годов
№ 2 (17) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

советский фарфор, искусство 1930-х – начала 1950-х годов, Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, Ленинград, образ города,

Как цитировать

Шик И. А. Образы Ленинграда в советском художественном фарфоре 1930-х – начала 1950-х годов // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 236-254. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.015.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье автор ставит целью проследить эволюцию репрезентации образа Ленинграда в фарфоре 1930-х – начала 1950-х годов на материале произведений мастеров Государственного фарфорового завода им. М.В. Ломоносова из собрания Государственного Эрмитажа (отдел «Музей Императорского фарфорового завода»). В  1930-х – начале 1950-х годов виды Ленинграда привлекают внимание таких художников, как В.П. Фрезе, Т.Н. Безпалова-Михалева, М.А. Брянцева, И.И. Ризнич, Л.И. Лебединская, Е.П. Кубарская, А.Ф. Большаков, Г.Д. Зимин, А.И. Быстров. В  фарфоре 1930-х годов складывается советская «иконография» Ленинграда, подчеркивающая его значение как «колыбели революции» и города с богатым культурно-историческим наследием. В произведениях военного периода, посвященных блокадному Ленинграду, находят отражение трагические события в жизни города, переданные с особенным драматизмом и высокой степенью достоверности. В то же время художники стремятся подчеркнуть величие города и мужество его защитников. Во  второй половине 1940-х – начале 1950-х годов образ города-героя Ленинграда приобретает особую величественность и монументальность, характерную для стиля «Победа» в советском декоративно-прикладном искусстве.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.015

Библиографические ссылки

  1. Астраханцева Т.Л. Типология, виды и жанры русской керамической скульптуры первой половины XX века в эволюции стиля: автореф. дис…докт. искусствоведения. Москва: [Б. и.], 2015. 66 с.
  2. Безпалова-Михалева Т.Н. Обо мне и о моих товарищах // Безпалова-Михалева Тамара Николаевна (1912–1991) [сайт]. URL: http://bezpalova-mihaleva.narod.ru/vospom.html (дата обращения: 22.12.2018).
  3. Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка: Каталог. М.: Комитет по делам искусств при СНК СССР, Гос. Третьяковская галерея, 1945. 108 с.
  4. Курбатов Ю.И. Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. СПб.: Искусство – СПб, 2008. 278 с.
  5. «Мы будем помнить эти годы ...»: Эрмитажная летопись войны и победы: каталог выставки / Сост. О.Г. Зимина и др. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. 111 с.
  6. Паперный В.З. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 408 с.
  7. Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга: Каталог выставки / Сост. А.В. Иванова, С.Б. Адаксина, В.А. Федоров; под ред. М.Б. Пиотровского. СПб.: АО «Славия», 2017. 160 с.
  8. Цвет небесный, синий цвет… Кобальт на фарфоре Императорского Ломоносовского фарфорового завода XVIII–XXI веков: каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. 288 с.
  9. Щетинина Н.А. Фарфоровая летопись войны // 250 историй про Эрмитаж. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2016. С. 129–145.