Традиционное декоративно-прикладное искусство народов Чукотки и его традиции в современной субкультуре
Выпуск № 4 (23) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

искусство, коллекция, Чаунский краеведческий музей, кочевники, чукчи, орнамент, аппликация, вышивка,

Как цитировать

Швец-Шуст В. Ю. Традиционное декоративно-прикладное искусство народов Чукотки и его традиции в современной субкультуре // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 240-253. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.019.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье представлен обзор объектов декоративно-прикладного искусства коренного населения в Чукотском автономном округе. Материалом исследования послужили музейные коллекции Чаунского краеведческого музея, основу которых составляют предметы быта, этнографии и декоративно-прикладного искусства «оленных» (кочевых) и «сидячих» (оседлых) чукчей, эскимосов и других народов; а также архив Певекской школы искусств. Опираясь на опыт Чаунского краеведческого музея в области комплектования и экспонирования предметов декоративно-прикладного искусства, предлагается рассмотреть образцы традиционного чукотского искусства, а также его традиции в современной субкультуре. Под традиционным искусством понимается косторезное искусство народов Чукотки, а также вышивка из кожи и меха — такое разделение соответствует делению коренных жителей на кочевых и оседлых. Под современной субкультурой в данном случае понимается культура, созданная в многонациональном регионе в процессе ассимиляции местных жителей и так называемого «пришлого» населения — русских, украинцев и многих других. В результате происходили не только смешанные браки, но и взаимное обогащение культурных традиций — это ярко проявилось в проведении праздников, создании литературных произведений, а также в создании предметов декоративно-прикладного искусства. В собрании Чаунского краеведческого музея представлены подобные образцы декоративно-прикладного искусства как чукотских мастеров, так и мастеров других национальностей.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.019
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Андреева Л.В., Горбачева В.В. Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. Магадан: Магаданское книжное издательство, 2004. 296 с.
  2. Антропова В.В. Современная чукотская и эскимосская резная кость // Сборник Музея антропологии и этнографии: [научные статьи] / отв. ред. С.П. Толстов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 554 с.
  3. Арктика — мой дом: Народы Севера Земли / Науч. ред. З.П. Соколова. М.: Северные просторы, 2001. 261 с.
  4. Арктическая энциклопедия: в 2-х томах. Т. 1: Географические объекты. Растительность, животный мир, охрана природы. Климат и его изменения. Природные условия. Коренные и малочисленные народы / Отв. ред. Ю.Ф. Лукин. М.: Паулсен, 2017. 687 с.
  5. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. 224 с.
  6. Бронштейн М.М., Карахан И.Л., Широков Ю.А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки. М.: Изд-во «Святигор», 2002. 97 с.
  7. Вдовин И.С. Очерки история и этнографии чукчей. М.; Л.: Наука, 1965. 404 с.
  8. Винокурова А.Е., Петрова А.Г. Традиционная резьба по кости: к проблеме сравнительного анализа чукотской и якутской школ // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования: материалы науч.-твор. конф. с межд. участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск / редкол.: С.С. Игнатьева и др. Якутск: Арктический государственный институт культуры и искусств, 2014. С. 143–152.
  9. Вуквукай Н.И. Декоративно-прикладное искусство на Чукотке: история и перспективы развития // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 1 (17). С. 139–146.
  10. Корольков С.В. Художественная резьба по кости как явление этнорегиональной культуры (Чукотка, Якутия, Ямал). Дисс. канд. культурологии. СПб., 2021. 197 с.
  11. Орлова Л.А. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск: Наука, 1964. 111 с.
  12. Романова И.И. Косторезное искусство Чукотки // Культура и искусство Арктики. 2015. № 1 (1). С. 72–75. URL: http://agiki.ru/uploads/default/files/88fb122befb891b197b58c95742d932b.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
  13. Сугробов Г.В. Открытие виртуального архива изделий Чукотского ДПИ [Электронный ресурс]. URL: https://project.1sept.ru/works/598089 (дата обращения: 02.09.2021).
  14. Тепло очага яранги. Жизнь и творчество Клавдии Геутваль. Анадырь: ООО «Дитон», 2017.
  15. Тишков В.А. Тундра и море. Чукотско-эскимосская резьба по кости. М.: Индрик, 2008. 160 с.
  16. Хабарова М.В. Народное искусство Чукотки. Л.: Художник РСФСР, 1978. 32 с.
  17. Чернышова С.Л. Особенности косторезного искусства Чукотки // Человек. Культура. Образование. 2019. № 3 (33). С. 223–236.