Аннотация
Данная статья посвящена изучению графического наследия Фердинанда Ходлера. Эта часть творчества швейцарского художника малознакома отечественным исследователям и практически не изучалась. Впервые в отечественной искусствоведческой науке автор предпринимает попытку заполнить эту лакуну в изучении наследия знаменитого европейского мастера. Целью данной работы является намерение высветить и кратко охарактеризовать основные собрания, систематизировать рисунки и наброски по тематическому и функциональному признаку и проанализировать их с точки зрения стилистической эволюции, художественной направленности и техники исполнения. В швейцарских музейных и частных собраниях в Цюрихе, Берне, Женеве, Базеле, Веве и других местах сохранено несколько тысяч рисунков и набросков Ходлера. Они высвечивают эволюцию художественного языка мастера от натурного наблюдения и научного изучения формы к созданию идеализированных образов, образов-символов, актуальных для вызовов искусства рубежа XIX–XX веков. Как показывают швейцарские собрания, рисунки художника преимущественно являлись композиционной и исследовательской частью работы над символистскими холстами, монументальными работами, портретами и пейзажами. С точки зрения типологии им применялись быстрые наброски и штудии, многочисленные композиционные и комбинаторские варианты одной темы, которые складывались в серии и циклы. Главным выразительным элементом графики Ходлера являлась экспрессивная и мощная линия. Новизна его художественного мышления состояла в применении теории параллелизма. Художник организовывал формы в своеобразные субъективные орнаментальные коды. В рисунках Ходлер проявил себя одновременно как классик в смысле отношения к форме и как модернист в плане художественно-аналитического подхода к работе над композицией. Швейцарские собрания графического наследия позволяют осмыслить творческий метод художника, так же как и эволюцию его творчества в целом. Философский, композиционный и технический опыт Фердинанда Ходлера, сконцентрированный в его графическом наследии, по-прежнему актуален для теоретиков и практиков изобразительного искусства.
Библиографические ссылки
- Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. 343 c.
- Фердинанд Ходлер. Каталог / Ред. и сост. Ф. Кэнель. Цюрих: Швейцарский фонд культуры ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ, 1988. 108 c.
- Штольдер Н.В. Фердинанд Ходлер. Взгляд из России. М.: ООО БуксМАрт, 2017. 472 с.
- B?tschmann O. Ferdinand Hodler the Painter // Ferdinand Hodler. Views & Visions. Ausstellungskatalog. Cincinnati Art Museum – National Academy of Design, New York – Art Gallery of Ontario, Toronto Wadsworth Atheneum, Hartford – Swiss Institute for Art Research, Z?rich. Z?rich: Swiss Institute for Art Research, 1994. Р. 38–52.
- B?tschmann O. Ferdinand Hodlers Kombinatorik // Beitrage zu Kunst und Kunstgeschichte um 1900 (Jahrbuch des Schweizerischen Instituts f?r Kunstwissenschaft 1984–1986). Z?rich, hrsg. von Eduard H?ttinger u. a., 1986. S. 55–79.
- Blome D., G?del N. M. Ferdinand Hodler. ?crits esth?tiques. Collection Hodleriana – Volume II. Archives Jura Br?schweiler. Gen?ve: ?dition Notari, 2017. 408 p.
- Christen G. Les dessins preparatoires pour “Regard dans l’infini” et “Floraison” de la collection Rudolf Schindler // Ferdinand Hodler. La collection Rudolf Schindler. Die Sammlung Rudolf Schindler. Vevey: Mus?e Jenisch et / Z?rich: Verlag Scheidegger & Spiess AG, 2015. Р. 207–254.
- Ferdinand Hodler. Die Zeichnungen im Kunstmuseum Bern. Bestandkatalog und Katalog der Ausstellung im Kunstmuseum Bern. 3.12.1999–13.02.2000. Bern, 1999. 176 S.
- Guignard C. Les carnets de Ferdinand Hodler. Gen?ve: MAH, Ville de Gen?ve, 2018. 102 p.
- Hodler // Parall?lisme. Un exposition co-produite par le Kunstmuseum Bern et les Mus?es d’art et d’histoire de la Ville de Gen?ve. Z?rich: Verlag Scheidegger & Spiess AG, 2018. 191 p.
- K?ster U. Ferdinand Hodler – Series and variations // Ferdinand Hodler: View to Infinity. Catalogue. Neue Galerie, New York. 20 September 2012 bis 7 Januar 2013. Reinen/Basel, die Fondation Beyeler 27 Januar bis 26 Mai 2013. Ostfildern: Hatje Cantz, Reinen/Basel Beyeler Museum AG, New York Neue Galerie, 2013. Р. 25–33.
- Loosli C.A. Ferdinand Hodler, Leben, Werk und Nachlass, Band I, II, III, IV. Bern: Verlag von R. Suter und Cie., 1921–1924. 278 S., 226 S., 221 S., 436 S.