Каминные часы из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля: проблемы изучения и атрибуции
Выпуск № 4 (35) 2024 журнала "Искусство Евразии"
html
pdf
html
pdf

Ключевые слова

каминные часы, золоченая бронза, Сафо, Фаон, декоративно-прикладное искусство, художественно-стилистический анализ, атрибуция, искусствоведческая экспертиза, Омский музей имени М.А. Врубеля,

Как цитировать

Глазов И. А. Каминные часы из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля: проблемы изучения и атрибуции // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 4 (35). С. 76–91. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.005.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье приведены результаты исследования бронзовых каминных часов из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. На основании художественно-стилистического анализа проведена атрибуция произведения декоративно-прикладного искусства. Проанализирована композиция корпуса часов, раскрывающая тему безответной, несчастной любви. Рассмотрены и определены сюжеты бронзовых рельефов, украшающие постамент и стелу часов, бронзовые фигуры, воплотившие образы древнегреческой поэтессы Сафо и ее возлюбленного прекрасного юноши Фаона. Выявлены художественные произведения, ставшие источником для создания представленной в часах композиции. Установлены французские каминные часы разных моделей с аналогичными рельефами, фигурами из музейных собраний, частных коллекций и выставленных на продажу на аукционах. Сравнительный анализ уровня и качества изготовления омских часов и сходных образцов позволил прийти к заключению, что экземпляр из сибирского музея был изготовлен, скорее всего, в России на одном из столичных бронзолитейных предприятий. Изучение часового механизма позволило установить его французское происхождение, а надпись на пружине хода и боя — уточнить датировку: механизм был изготовлен в 1828 году, часы — в конце 1820-х (не ранее 1828 года). Работа с архивными материалами в настоящее время не позволяет определить владельца предмета, но дает основание считать, что изысканный и престижный аксессуар обстановочной бронзы до 1917 года украшал интерьер одного из петербургских особняков или дворцов представителей русской аристократии.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.005

Библиографические ссылки

  1. Исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-1076. Оп. 1. Д. 29. Акт поступления № 4 от 13 марта 1925 г. С. 91–105.
  2. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. IV. Оп. 1. Д. 665.
  3. Российский государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ). Ф. 36. Оп. 1. Д. 397.
  4. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Отдел учета. Инвентарная книга Художественной галереи Гос Зап Сиб музея с № 1 по № 882. Книга 1-я. 1924–1936 гг.
  5. Заветная нить поиска. Рассказы об Омском музее изобразительных искусств, истории его создания и некоторых произведениях из его коллекций живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства / авт. предисл. А.М. Скрягин. Омск: Книжное издательство, 1988. 128 с.
  6. Мельникова О.Н. Французские часы XVIII–XIX веков из собрания Исторического музея и частных коллекций. М.: Государственный исторический музей, 2012. 320 с.
  7. Баженова О.К. Павловск. Полный каталог коллекций. Т. 10. Металл. Бронза. Вып. 1. Часы каминные, настольные и настенные. СПб.: Павловск, 2011. 167 с.
  8. Tardy (Lengellé H.-G.). Dictionnaire des Horlogers Français. Paris: Tardy, 1971. 774 p.
  9. Стругова О.Б. Время ампира: к 200-летию Отечественной войны 1812 года. М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. 119 с., ил.
  10. Сычёв И. Часы каминные с фигурой Сафо // Звезда Ренессанса. 2007. № 4. С. 121–125.