Путь художественных исканий. Андрей Осипович Никулин
№ 2 (3) 2016 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

импрессионизм, мировоззрение, символизм, композиция, пейзаж, живопись, колорит,

Как цитировать

Бабина О. А. Путь художественных исканий. Андрей Осипович Никулин // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2016. № 2 (3). С. 45-59. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена анализу творчества и уникальности пути художественных исканий в начале ХХ века талантливого русского живописца А.О. Никулина (1878-1945), внесшего значительный вклад в развитие русской изобразительной культуры, но в силу сложившихся исторических условий и жизненных обстоятельств, разрозненности собрания, выпавшего из поля зрения ведущих отечественных искусствоведов. Яркая и самобытная личность, художник с европейским образованием, всю свою жизнь отстаивавший право на индивидуальность, искавший свой путь и свои темы в искусстве, он формировался как творческая личность не в столичной среде, а в российской провинции. В творчестве мастера, как в зеркале, нашли отражение искания художников эпохи модерна. Так сложилось, что имя А.О. Никулина не стало хрестоматийным в истории русского искусства, более того, на долгие годы было забыто. Коллекция работ А.О. Никулина, собранная стараниями нескольких поколений музейных сотрудников Алтайского государственного художественного музея, не только является гордостью собрания, но и создает сегодня все предпосылки для полного и масштабного представления деятельности художника. Пейзаж, портрет, театральная декорация, журнальная и оригинальная графика, литературное творчество полно представляют наследие живописца. Настало время вернуть в художественное историческое пространство имя А.О. Никулина, расширив и обогатив наши представления о многообразии и специфике художественного процесса в России рубежа ХIХ – ХХ веков.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.004

Библиографические ссылки

  1. Апостолов Н. Импрессионизм и модернизм. Обозрение новой поэзии: ее развитие, ее мотивы, ее адепты. – Киев: Типография окружного штаба, 1908.
  2. Бабина О.А. Никулин А.О. Художник большой страны. – СПб: ИПК Коста, 2014. – 272 с.
  3. Леняшин В.А. «…из времени в вечность». Импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма // Русский импрессионизм. – Санкт-Петербург, ГРМ, издательство: Palace Editions, 2000.
  4. Никулин А.О. Необходимое дело // Жизнь Алтая. Барнаул. – № 58, 3 сентября.
  5. О. Б. На сибирской выставке картин // Советская Сибирь. – 1927, 5 января. – С. 2.
  6. Публика и искусство //Саратовский листок. – Саратов. – № 265, 1 декабря.