Соотношение художественной формы и образа в натюрмортах графика В.П. Теплова
Выпуск № 1 (28) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

В.П. Теплов, графика, натюрморт, композиция, структура, выразительность, взаимодействие предметов в композиции,

Как цитировать

Белокурова С. М. Соотношение художественной формы и образа в натюрмортах графика В.П. Теплова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 1 (28). С. 134-151. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.011.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье исследуется творчество красноярского художника-графика, академика Российской академии художеств Валентина Павловича Теплова. Акцент сделан на серии натюрмортов, которые рассмотрены в нескольких аспектах. Во-первых, в контексте изучения роли натюрморта в современном искусстве, его кризисного характера, связанного с отсутствием гармонии между тем, что изображено, и тем, для чего это сделано. Во-вторых, творчество художника исследуется с позиции современных и классических подходов к анализу натюрморта, его жанрового содержания, эстетической и смысловой составляющей. В-третьих, работы В.П. Теплова представлены в качестве примера наиболее удачных и художественно обоснованных решений в искусстве натюрморта как содержательного, так и изобразительного плана. Произведения в статье анализируются с точки зрения используемых средств художественной выразительности и их роли в раскрытии образа и содержания. Вывод, к которому приходит автор, касается важности структуры натюрморта, соотношения предметов, которое обеспечивает «диалогичность», а значит, и смысловую наполненность произведения.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.011
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Болотина И.С. Натюрморт в русской живописи XVIII–XIX веков : дис. … канд. искусствоведения. М., 1971. 606 с.
  2. Усачёва С.В. Жанр вне жанра. Натюрморт в русской живописи второй половины XIX века // Academia. 2020. № 1. C. 33–40.
  3. Черниева З.Л. Натюрморт: проблема предмета и вещи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86) : в 5-ти ч. Ч. 4. С. 194–197.
  4. Ибатова Н.И., Авезов Ш.Н., Жумаев К.Ж., Ишанкулов Ш.Ш. Натюрморт — жанр среди других жанров // European Science. 2021. № 2 (58). С. 53–56.
  5. Петренко В.Ф., Коротченко Е.А., Супрун А.П. Натюрморт как визуальный афоризм // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 2. С. 26–44.
  6. Русских Ж.Л. История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства // Концепт [Электронный журнал]. 2015. № S18. С. 111–115. URL: https://e-koncept.ru/2015/75260.htm (дата обращения 14.12.2022).
  7. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 2005. С. 494–500.
  8. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 384 с.
  9. Валентин Теплов и ученики : альбом / вст. ст. М.В. Москалюк. Красноярск: [б. и.], 2022. 60 с.
  10. Москалюк М.В. График Валентин Теплов. Ностальгическая тишина // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2022. № 3 (12). С. 70–77.