Аннотация
В сентябре 2024 года исполняется 85 лет разгрому японской армии на реке Халхин-Гол. Общая победа монгольских и советских войск стала важной вехой для хода дальнейших драматических событий 1940-х годов. Тема халхингольского сражения получила отражение и в изобразительном искусстве, особенно в монументальной скульптуре. Наиболее выдающимся памятником является монумент, созданный в 1981–1984 годах совместной советско-монгольской группой скульпторов и архитекторов. Одним из авторов стал Цэвэгмид Амгалан, талантливый скульптор, выпускник Академии художеств имени И.Е. Репина. Поскольку творчество Ц. Амгалана очень мало освещено в российском искусствоведении, автор статьи ставит перед собой ряд задач. Во-первых, рассмотреть основные этапы биографии скульптора, особенно период его обучения в Ленинграде. Во-вторых, провести анализ композиционных особенностей монумента, посвященного победе на Халхин-Голе. Исследование проведено с использованием историко-биографического и иконографического методов.
Библиографические ссылки
- Сарантуяа Б. Произведения монгольских скульпторов — выпускников Ленинградского института имени И.Е. Репина // Искусство Евразии. 2023. № 3 (30). С. 106–119. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.008.
- Энхтувшин Ж. Традиции народного искусства в монгольской скульптуре XX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2000. 25 с.
- Тишкин А.А. Выявление, документирование и изучение «оленных» камней в долине Буянта (Монгольский Алтай) // Теория и практика археологических исследований. 2013. № 1 (7). С. 73–90.
- Летопись тюркской цивилизации / отв. ред. В.И. Молодин, С.В. Землюков. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023–2024. 2023. Т. 1: Тюркский мир в VI–XII вв. 478 с.
- Шишин М.Ю. Дзанабадзар — духовная вершина Монголии // Искусство Евразии. 2016. № 1 (2). С. 20–28. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.002.
- Амгалан Цэвэгмид : альбом. Улан-Батор: CHUBA, 2007. 36 с.
- Union of Mongolian Artist / ed. Ts. Uranchimeg. Ulaanbaatar: Union of Mongolian Artists, 2000. 238 p.
- Уранчимэг Д., Яйленко Е.В. Творчество Дагдангийна Амгалана: особенности стилевого развития и художественного содержания // Искусство Евразии. 2023. № 4 (31). С. 192–205. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.012.
- Белокурова С.М., Мушникова Е.А. Творчество современного монгольского художника Б. Чогсома: проблема формирования индивидуального стиля художника // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 109–113. https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.25.
- Белокурова С.М. Ням-Осорын Цултэм «Вечно вместе»: стилистический и семантический анализ произведения // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Шишин, Н.С. Царёва, Л.В. Корникова, Т.В. Трояновская. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 169–174.