Аннотация
Статья представляет анализ творчества Огюста Родена в контексте литературоцентричного изобразительного искусства романтизма. Рассматривается отличие метода Родена от подходов «школы сюжета», «школы Салона» (последние ярко иллюстрируются критическими замечаниями Ш. Бодлера), равно как и отличие творческого метода художника и писателя в целом. При очевидной тесной связи живописи, скульптуры, литературы и музыки Роден ставил вопрос о сближении пластической идеи с литературой, вдохновившей его, без копирования литературного сюжета, при этом отводя литературному образу лишь роль импульса для воображения, подобно работам Фидия, Микеланджело, Гудона. В статье рассматриваются творческие параллели искусства О. Родена с литературными произведениями Данте, Ш. Бодлера, Р. М. Рильке, демонстрируется обращение скульптора через них к проблемам современности, вопросам человеческого предназначения.
Библиографические ссылки
- Бальзак об искусстве. М.; Л., 1941.
- Бодлер Ш. Стихотворения. Проза. М., 1977.
- Гонкур Ж., Гонкур Э. Дневник. Записки из литературной жизни. Избранные произведения в двух томах. М., 1964. Т. 1.
- Гонкур Ж., Гонкур Э. Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки из «Дневника». Л., 1961.
- Дневник Делакруа. М., 1961. Т. 1.
- Огюст Роден. Мысли об искусстве. Воспоминания современников. М., 2000.
- Рильке Р.М. Роден // Рильке Р.М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Статьи. М., 1994.
- Роденъ А. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913.
- Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В 2 т. М., 1984. Т. 1.
- Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986.
- Champfleury J. Realism. Paris, 1972.
- Gautier Th. L’Art modern. Paris, 1855.
- Salons de W. B?rger. Paris, 1870. Vol. 2..