Художественная традиция русского академизма в современном изобразительном искусстве Монголии (на примере исторических картин монгольского художника Б. Отгонтувдэна)
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Б. Отгонтувдэн, искусство Монголии, Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, академическое искусство, академизм, историческая картина, историко-бытовая живопись, стилизация,

Как цитировать

Уранчимэг Д., Яйленко Е. В. Художественная традиция русского академизма в современном изобразительном искусстве Монголии (на примере исторических картин монгольского художника Б. Отгонтувдэна) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 188–203. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.013.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития в современном изобразительном искусстве Монголии академического направления, представленного творчеством выпускника Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, монгольского художника Б. Отгонтувдэна. Оно сохраняет большое значение уже потому, что дает возможность ответить на вопрос об актуальности академизма в художественной жизни Монголии, отмеченной отчетливым доминированием модернистских тенденций. Анализ произведений Отгонтувдэна на историческую тему позволяет показать, в чем заключается сущность творческой стратегии академизма, позволяющей ему сохранить общественную актуальность в условиях интенсивного поиска собственной национальной идентичности, что чрезвычайно характерно для современной Монголии. С другой стороны, на примере картин Отгонтувдэна хорошо видно, как академическому направлению в XXI веке удается успешно развивать основные типологические разновидности исторической картины, сформировавшиеся в предшествующую эпоху, и сопутствующие выразительные приемы. В статье показано, что главным залогом их эффективной адаптации к новой содержательной тематике, заимствованной из монгольской истории, служит ряд особенностей духовной и бытовой культуры современной Монголии, проявляющихся преимущественно в свойственном ей уникальном соединении примет прошлого и настоящего.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.013
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Уранчимэг Д., Яйленко Е.В., Сарантуяа Б. Илья Репины Академийн дэг сургалт Монголын дʏрслэх ургалт. Улаанбаатар: Юнипресс, 2023. 332 х.
  2. Uranchimeg D. Modernism in the Mongolian fine arts. Ulaanbaatar: Unipress, 2023. 336 х.
  3. Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века : дис. … канд. искусствоведения. М., 1985. 220 с.
  4. Нестерова Е.В. Поздний академизм и Салон. СПб.: Золотой век, Аврора, 2004. 472 с.
  5. Карпова Т.Л. Салонный академизм. Возвращение к теме // Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830–1910-х годов / сост. Т.Л. Карпова. М.: Сканрус, 2006. С. 6–23.
  6. Алленов М.М. Брюллов – Врубель // Искусствознание. 2003. № 2. С. 125–137.
  7. Грачёва С.М. Современное петербургское изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М.: Буксмарт, 2019. 368 с.
  8. Ермакова Т.В. Опоры этнокультурной идентичности монголов и их символическая презентация в XXI веке // Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX–XXI веков : Материалы Девятнадцатых международных Санкт-Петербургских этнографических чтений / редкол.: Д.А. Баранов, Е.Е. Герасименко и др. СПб.: Российский этнографический музей, 2020. С. 125–129.
  9. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. 232 с.
  10. Martarelli L. “Pompeii Looks Like a City Damaged, Not a City Destroyed and Deserted…” Truth and Imagination in Late Nineteenth-Century Painting // Pompeii and Europe. 1748–1943 / eds.: M. Osanna, M.T. Caracciolo, L. Gallo. Milan: Electa, 2015. P. 246–256.