Образ Монголии в современном российском искусстве последней трети XX – начала XXI века
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Монголия, монгольская тема, современное искусство, российские художники, изобразительное искусство, неоархаика, метаисторизм, петроглифы, миф,

Как цитировать

Сарантуяа Б., Уранчимэг Д. Образ Монголии в современном российском искусстве последней трети XX – начала XXI века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 302–325. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.018.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние культурных связей, издавна существующих между художественными школами Монголии и России. Показано, что последние десятилетия характеризуются заметно возросшим интересом российских художников к повседневной жизни, природе и изобразительному искусству нашей страны. Об этом говорит большое количество вернисажей и персональных выставок, на которых экспонировались живописные, скульптурные и графические работы, посвященные Монголии. Рассмотрение этих произведений с помощью стилистического и иконографического методов анализа позволило сделать вывод о том, что монгольская тема в современном российском искусстве находит выражение не только в формах реалистической живописи, но также в изобразительном формате ультрарадикального модернизма. Особенный интерес представляет то обстоятельство, что модернистские произведения российских художников активно развивают изобразительные мотивы, заимствованные из памятников древнейшего искусства, обнаруженных на территории Монголии.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.018
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Чутчева К.А. Изобразительное искусство Монголии в контексте влияния русской художественной школы : дис. … канд. искусствоведения. Барнаул, 2006. 297 с.
  2. Пешков Е.Ю. Хронология истории взаимоотношений российского Алтая и Монголии XXI века в области изобразительного искусства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 217–226.
  3. Пешков Е.Ю. Тема Монголии в изобразительном искусстве Алтая : дис. … канд. искусствоведения. Барнаул, 2022. 239 с.
  4. Брагин А.В. Метаисторический метод в исследовании истории человечества. В.С. Соловьёв и Д.Л. Андреев // Соловьевские исследования. 2001. № 2. С. 109–116.
  5. Потамская В.П. Историческая репрезентация и метаистория в философии Х. Уайта // Вестник Тверского Государственного университета. Серия «Философия». 2016. № 2. С. 223–241.
  6. Шишин М.Ю. Основные черты стиля «метаисторический экспрессионизм» и его проявление в искусстве современных художников Сибири и Монголии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (85). С. 208–212.
  7. Искусство Сибири и Монголии XX – начала XXI в.: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина и др. Барнаул: Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, 2018. 321 с.
  8. Пешков Е.Ю. Творчество Л.Н. Пастушковой // Культурное наследие Сибири. 2020. № 2 (30). С. 174–180.
  9. Шишин М.Ю. Графика Валерия Тебекова // Идеи и идеалы. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 127–135.