Конференция «Рафаэль Санти — художник и миф»

Конференция «Рафаэль Санти — художник и миф»

Государственный институт искусствознания (Москва, Козицкий переулок, д. 5) приглашает 8 декабря 2020 года на VII Чтения памяти Е.И. Ротенберга. Конференция «Рафаэль Санти — художник и миф. Историко-художественный и культурологический аспекты» посвящена 500-летию со дня смерти художника (1483–1520).

В 2020 году исполняется 500 лет со дня смерти Рафаэля Санти, одного из гениев Высокого Возрождения. Выдающийся итальянский живописец, график и архитектор, признанный современниками еще при жизни, но рано скончавшийся (в 37 лет), оставил творческое наследие исключительного художественного уровня. Созданные им образы стали не только идеалом красоты и гармонии своей эпохи, но и тем культурным достоянием, на которое опирались мастера разных национальных школ Европы и мира, которое канонизировал и формализовал академизм, положив его в основу профессионального обучения искусству; которое опоэтизировали немецкие романтики, создав миф о рано ушедшем гении, избраннике богов, поклонявшемся прекрасной возлюбленной и ставшем образцовым воплощением Художника как такового; наследием, которое послужило почвой для возникновения образа-идола в теории и практике назарейцев, прерафаэлитов, неоклассиков и ряда крупных творческих индивидуальностей конца XIX – начала XX в., включая историков искусства, литераторов, критиков и представителей художественного авангарда, таких как Пикассо и Матисс.

К юбилею великого мастера во многих странах мира состоялись выставки. В Урбино, родном городе Рафаэля, прошла выставка «Рафаэль и его друзья из Урбино» (3 октября 2019 г. – 19 января 2020 г.), где было представлено 17 работ мастера и 65 полотен местных живописцев. Самая большая экспозиция «Raffaello 1520–1483», ставшая событием года, открылась в начале марта 2020 г. в Риме, в залах Скудерии дель Квиринале (но из-за карантинных мер через три дня была срочно закрыта). Это была самая масштабная выставка, когда-либо посвященная Рафаэлю. Организованная Министерством культуры Италии совместно с галереей Уффици, она в итоге была проведена летом (2 июня – 30 августа) и работала последние три дня до полуночи в режиме нон-стоп. На ней в одном пространстве было представлено около 120 шедевров мастера из разных собраний, и в общей сложности более 200 экспонатов – и все это в обратном отсчете времени, начиная со смерти и похорон гения и до его юности. Выставки меньшего масштаба прошли также в Бостоне, Вашингтоне, Берлине, Лондоне.

Настоящая конференция – это возможность с современных позиций обратиться к творчеству гения Высокого Возрождения, а также к широким проблемам западноевропейского искусства, порожденным как периодом жизни мастера, так и откликом на него в культуре последующих веков.

КРУГ ТЕМ И ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИИ:

  • Рафаэль и западноевропейское искусство конца XV–XVI вв.
  • Творческий метод Рафаэля и проблемы Высокого Возрождения
  • Образ Мадонны и женские образы в творчестве Рафаэля
  • Портреты Рафаэля
  • Аллегории, библейские и мифологические сюжеты в творчестве Рафаэля
  • «Письмо к Кастильоне» Рафаэля: идеал и реальность в искусстве Возрождения
  • Рафаэль и античность: поиски идеальной красоты
  • Рафаэль – инспектор римских памятников древности: изучение, сохранение, возрождение
  • Рисунки Рафаэля. Подготовительные рисунки, наброски к картинам, самостоятельные произведения
  • Гравюры по рисункам Рафаэля
  • Картоны Рафаэля
  • Архитектурные проекты Рафаэля: единство античных форм и нового мировоззрения
  • Рафаэль – архитектор собора св. Петра
  • Рафаэль на службе при папском дворе
  • Рафаэль и заказчики
  • Ученики и последователи Рафаэля. Вопросы авторства и атрибуции
  • Влияние Рафаэля на образование и творчество молодых художников
  • Рафаэль глазами Вазари
  • Рафаэль и маньеризм (Пармиджанино)
  • Рафаэль и традиции академизма
  • Классика Рафаэля и ее преломление в живописи Энгра
  • Роль религиозной живописи Рафаэля для искусства немецких романтиков
  • Назарейцы и культ Рафаэля
  • Рафаэль и прерафаэлиты: программный отказ от академизма и значимость эстетики мастеров Высокого Возрождения
  • Неоклассицизм конца XIX – начала XX века как возврат к классической идеализированной красоте
  • Рафаэль и Форнарина: «миф» в творчестве художников других времен
  • История изучения творчества Рафаэля. Рафаэль в трудах современных исследователей

Заявки принимаются до 20 ноября 2020. В заявке просьба указать – ФИО, место работы/учебы (для аспирантов), контактный телефон, тему и коротко осветить основную проблематику выступления.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.

Оплата командировочных расходов производится за счет направляющей стороны.

Электронный адрес для заявок: iskusstvoznanie.sias@gmail.com 

Координатор конференции Шидловская Евгения Вячеславовна, старший научный сотрудник сектора классического искусства Запада, Государственный институт искусствознания.

Тел. +7 916 168-3329

Важно! В случае ухудшения ситуации с COVID-19 конференция может быть проведена в онлайн-режиме.

Информационное письмо.

 

Новости Ассоциации искусствоведов