Аннотация
В начале XX века виды искусства идут по пути их наибольшего сближения. Особенно тесно начинают взаимодействовать литература и изобразительное искусство. Но формы и степень этих взаимодействий различны. Практически все поэты испытали влияние новой французской живописи, итальянских футуристических экспериментов. Для одних изображение явилось поводом к созданию литературного произведения. Для других – в соавторстве с художниками стал возможен близкий к идентичному «перевод» текстов из одной знаковой системы в другую. В отдельных же случаях можно говорить о синкретичной природе творчества одного автора, когда рисунки поэта приближают к пониманию его поэзии, высвечивают живописные качества отдельных поэтических образов, обнажают способы их создания и приемы, близкие к изобразительным. Такая поэтика была свойственна Елене Генриховне Гуро (1877-1913 гг.).
Библиографические ссылки
- Бобринская Е.А. Натурфилософские мотивы в творчестве Елены Гуро // Вопросы искусствознания. № XI (2/97). – С. 159-178.
- Бобринская Е.А. Русский авангард: истоки и метаморфозы. – М.: Пятая страна, 2003. Вып.2. – 302 с.
- Вострецова Л.Н. Гуро Елена (Элеонора) Генриховна (1877-1913) // Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Т. I. / Авт.-сост.: В.И.Ракитин, А.Д.Сарабъянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. – С. 237-240.
- Григорьева Н.В. Преданная забвению // Выборгский район Ленинградской области. Краеведческий сборник. – СПб.: ООО «ИТД «ОСТРОВ», 2009. – С. 201-209.
- Гурьянова Н.А. От импрессионизма к абстракции: живопись и графика Елены Гуро // Искусство. – 1992. – №1. – С.53-58.
- Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. – СПб.: Мифрил, 1994. – 113 с.
- Елена Гуро (1877-1913) // История русской литературы: XX век: Серебряный век. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Литера», 1995. – С. 574-578.
- Ковтун Е.Ф. Елена Гуро. Поэт и художник // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. – М.: Изд-во «Наука», 1977. – С. 317-326.
- Кузовлева О.О. Слово и рисунок: Маяковский, Хлебников, Гуро // Вопросы лингвистики и литературоведения. Научный журнал. – 2010. – №2(10). – С. 48-56.
- Марков В.Ф. История русского футуризма / Пер. с англ.: В.Кучерявкин, Б.Останин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 438 с.
- Матюшин М.В. Воспоминания футуриста // Волга. – 1994. – №9-10. – С.72-120.
- Мирзаев А. «Живите по законам духа...» // Елена Гуро. Небесные верблюжата. Избранное. – СПб.: Лимбус Пресс, 2001. – С. 7-17.
- Подунова Н.И. «Даятель, а не отниматель». К портрету русской поэтессы, писательницы, художницы Елены Генриховны Гуро (1877-1913) // Московский журнал. – 2016. – №5(305). – С. 35-43.
- Усенко Л.В. Русский импрессионизм и Е.Гуро. Судьба писательницы // Гуро Е.Г. Небесные верблюжата. Избранное. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1993. – С. 5-7.
- Харджиев Н.И. Русские кубофутуристы // Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В двух томах. Т. I. – М.: Изд-во «RA», 1997. – С. 151-171.