Методы проектирования монгольских храмов: архитектурный и семантический аспекты
Выпуск № 3 (34) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
pdf
HTML
pdf

Ключевые слова

монгольская архитектура, архитектурный модуль, арга билиг, юрта, буддийские храмы, Гандантэгчэнлин, монастырь Зуун-хурээ,

Как цитировать

Белокурова С. М., Онуфриенко Д. Е. Методы проектирования монгольских храмов: архитектурный и семантический аспекты // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 3 (34). С. 244–263. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.015.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье представлен анализ метода проектирования монгольских храмов, основанного на модульной системе юрты, разработанной Банзрагчийн Даажавом. Авторы изучают предложенный монгольским архитектором принцип в аспекте проектирования и релевантности традиционным мировоззренческим представлениям монголов, которые выражены в учении о взаимодействии двух полярных начал — арга билиг. Исследование связано с применением данного метода к различным архитектурным объектам — как небольшим храмовым сооружениям, так и крупным комплексам, таким как Гандан. Детально рассматриваются геометрические формы, построенные на основе окружностей, и подчеркивается их значимость для анализа архитектурных пропорций. Выявлено значительное совпадение между модулем юрты и основными элементами храмов, полное совпадение семантических узлов этих строений, что подтверждает универсальность предложенного метода и его эффективность в проектировании. Результаты исследования открывают новые перспективы для изучения культовых сооружений Монголии и подтверждают уникальность традиционной геометрии в архитектурной практике.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.015
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Канарёва Т.Н., Шишин М.Ю. Сравнительный анализ объектов сакральной монгольской архитектуры на основе графо-иконологического метода // Искусство Евразии. 2022. № 4 (27). С. 28–39. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.002.
  2. Онуфриенко Д.Е. Анализ храма Мэгжид Жанрайсэг в комплексе Гандантэгченлин: графо-искусствоведческий метод // Искусство Евразии. 2022. № 4 (27). С. 14–27. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.001.
  3. Шишин М.Ю., Онуфриенко Д.Е. Культурный ландшафт монастырского комплекса Гандан в Улан-Баторе: графосемиотический анализ // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2023. № 1 (53). С. 110–128. https://doi.org/10.31249/chel/2023.01.06.
  4. Дарамбазар Б. Арга билиг бэлгэдэл. Улаанбаатар: [нийтлэгчгүй], 1992. 62 х.
  5. Дулам С. Монгол бэлэгдэл зγй. Улаанбаатар: [нийтлэгчгүй], 1999. 209 х.
  6. Учение арга билиг как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М.Ю. Шишина. Барнаул: Алтайский государственный технический университет, 2013. 181 с.
  7. Иккерт Т.В. Искусство монгольского художника Б. Шарава: опыт интерпретации основных работ // Искусство Евразии. 2017. № 1 (4). С. 129–140. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.008.
  8. Шишин М.Ю., Белокурова С.М. Монгольское учение арга билиг: культурологический потенциал и основание в анализе произведений искусства // Идеи и идеалы. 2016. Т. 2. № 3 (29). С. 137–146.
  9. Пүрэвбат Г. Их Монголын Суварга онол хийгээд. Сөул хот: Интерпресс ХХ Компани, 2005. 567 х.
  10. Оюунбилэг З., Нямдаваа О. Монголын архитектур. Улаанбаатар: [нийтлэгчгүй], 2016. 156 х.
  11. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст., примеч. А. Островского. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. 392 с.
  12. Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / ред. Н.П. Шастина, перевод А.И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 270 с.
  13. Владимирцов Б.Я. Работы по литературе монгольских народов. М.: Восточная литература, 2003. 608 с.
  14. Пространство в традиционной культуре монгольских народов / сост. Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова. М.: Восточная литература, 2008. 341 с.
  15. Щепетильников Н.М. Архитектура Монголии. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 245 с.
  16. Даажав Б. Монголын уран барилгын түүх (тэргүүн дэвтэр). Улаанбаатар: Адмон, 2006. 270 х.
  17. Даажав Б. Монголын уран барилгын түүх (тэргүүн дэвтрийн хавсралт). Гэр-монгол уран-барилгын үндэс. Улаанбаатар: Адмон, 2006. 174 х.
  18. Даажав Б. Монголын уран барилгын түүх (дэд дэвтэр). Улаанбаатар: Адмон, 2006. 324 х.
  19. Даажав Б. Монголын уран барилгын түүх (гутгаар дэвтэр). Монгол уран барилгын тэг зохиох үндэслэл. Улаанбаатар: Адмон, 2006. 214 х.
  20. Шишин М.Ю. Дзанабадзар — духовная вершина Монголии // Искусство Евразии. 2016. № 1 (2). С. 20–28. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.002.
  21. Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии. М.: Стройиздат, 1971. 243 с.
  22. Ткачёв В.Н. История монгольской архитектуры. М.: Издательство АСВ, 2009. 288 с.
  23. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1887. 493 с.