Аннотация
Объектом исследования является творчество одного из мастеров декоративно-прикладного искусства Мунхсоёла Батсуха. В статье рассмотрены вопросы истории развития войлочного искусства Монголии на протяжении веков. Показано, что традиции народных мастеров не утрачены, а активно применяются современными мастерами. В частности, возрождаются приемы, сложившиеся еще в гуннское время. В орнаментации распространены монгольские растительные и геометрические узоры, в сюжетных композициях используются образы народной мифопоэтики. В статье дан анализ трех серий работ художника — крупных ковровых изделий для торжественных правительственных церемоний, «Связь прошлого и настоящего», «Сцены охоты».
Библиографические ссылки
- Батсайхан Ц.-О. Орнамент войлочного ковра «ширмэл» // Искусство Евразии. 2019. № 2 (13). С. 11--20. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.001
- Батырева С.Г. Войлок в традиционном быту калмыков, художественная обработка // Искусство Евразии. 2017. № 3 (6). С. 8–15. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.001
- Литвинский Б.А., Лубо-Лесниченко Е.И. Погребальные памятники // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М.: Восточная литература, 1995. С. 255–358.
- Октябрьская И.В., Черемисин Д.В. Узорчатые войлоки Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2000. С. 109–118.
- Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. 336 с.
- Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М.: Искусство, 1968. 136 с.
- Тентиева Ч.Ж. Войлок как неразгаданный код прошлого – мостик в будущее // Искусство Евразии. 2017. № 3 (6). С. 20–26. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.003
- Хлюпин И.Н. Изготовление ворсовых ковров в средней Азии в эпоху бронзы // Краткие сообщения Института археологии (КСИА). Вып. 161. М.: Наука, 1980. С. 31–36.