Выставка «Земля предков, что дарит вдохновение» в Бурятии

В Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа с 1 февраля по 2 марта 2022 года в течение Белого месяца (Сагаалгана) работает выставка пяти бурятских художников Владислава Урбаханова, Екатерины Асалхановой, Александра Имедеева, Павла Михайлова и Юрия Ермолаева «Земля предков, что дарит вдохновение».

На центральной стене выставочного зала — живописные произведения с изображением тотемных животных основных бурятских родов: «Буха-нойон. Небесный бык» Е.В. Асалхановой, «Волк», «Пестрый бык» В. Урбаханова. На выставке представлены графические и скульптурные произведения П. Михайлова. Острая характеристика образа, динамичность присущи его скульптуре «Мэргэн. Стрелок».

На выставке много работ, выполненных в анималистическом жанре, что характерно для бурятского искусства. Здесь можно увидеть скульптуры «Сова», «Рыба», «Дочь дракона» Павла Михайлова и работы Е. Асалхановой «Литэ (Календарь)» с изображением двенадцати животных, «Хий-морин, дурбэн хушэтэн. Конь-ветер и четверо могущественных животных», «Пять стихий» (традиционный сюжет, где стихии представлены в виде лошадей разных мастей).

Е. Асалханова обращается в своем творчестве к буддийским и шаманским образам и мотивам, используя философские смыслы, заключенные в традиционных символах. На выставке представлены работы разных лет, показывающие опыт изучения и трансформации традиционной бурятской живописи «буряад зураг». В соседнем зале представлены некоторые экспонаты из буддийского собрания музея, одну из стен заняли картины Е. Асалхановой с изображением буддийских божеств, написанные в соответствии с каноном. Картина «Сагаан Убэгэн. Белый Старец» выполнена в технике масляной живописи, что не характерно для «буряад зураг» и демонстрирует новые возможности развития традиционной живописи: хозяин земли, покровитель рода, растительного и животного мира написан на фоне условного зимнего пейзажа.  На создание картины «Буха-нойон. Небесный бык» (2021) оказала влияние традиция бурятских монументальных буддийских танка, для которых характерны гармоничные сочетания больших локальных цветовых пятен, ясная композиция. Авторскую художественную роспись по дереву можно увидеть в работе «Молитва» (лошадка-каталка, 2007).

Работы Ю. Ермолаева написаны в традициях русской (европейской) реалистической живописной школы. В картине «Любование Луной» изображен мальчик, сидящий на вершине горы. Рядом с ним собака, его верный друг. Где-то внизу виднеются юрты, костер. Вокруг костра сидит, оживленно беседуя, компания друзей в картине «Разговор у костра» (2018).

В представленных на выставке живописных работах А. Имедеева «Семья», «Бурятский Нострадамус» сочетается импрессионистическая живопись с национальными образами. Художник ищет интересные композиционные решения, среди цветных живописных мазков вдруг обозначается женское лицо («Незнакомка», «Среди миров в мерцании светил…»).

В. Урбаханов широко использует в своих произведениях орнаментальные мотивы. Орнамент в традиционной бурятской культуре играет важную роль не только в качестве украшения всевозможных бытовых и ритуальных предметов, но и несет значимую семантическую нагрузку. Художник часто сочетает женский образ и декоративный орнаментальный пейзаж. На выставке можно увидеть его произведения «Сарма», «Сердце», «Гора и тень», «Вселенная», «Гора и тень». Буряты издавна поклонялись горам. Считалось, что там живут духи-покровители народа. Племенные территории располагались в основном в долинах рек, границами служили горные хребты. На горе, собираясь родами, проводили обряды и обращались к духам предков. В буддийской мифологии центральное место занимает мировая гора Меру.

В истоках творчества художников и в мотивах некоторых работ прослеживаются шаманские корни, традиции буддийского искусства, черты русской (европейской) школы, а также своеобразный синтез традиций бурятского и европейского искусства. Художники работают в различных видах и жанрах, используют традиционные и современные художественные материалы, сочетают приемы европейской и восточной школ изобразительного искусства.  В целом, выставка демонстрирует то, что художники обращаются к традиционным образам, сакральным символам, сюжетам, заново переосмысливая и по-своему воплощая их. Таким образом, культурное наследие бурятского народа продолжает жить и развиваться.

Белый старец Небесный бык

Дочь дракона Мэргэн

Гора и тень Сердце

Екатерина Асалханова родилась в 1973 году в Иркутской области. Окончила живописно-педагогическое отделение Иркутского художественного училища (1995), Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академии по специальности «монументально-декоративная живопись» (2002). Член Иркутского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» (с 2010), член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС) с 2006 г. Кандидат искусствоведения. Участница международных, региональных, всероссийских выставок. Работы находятся в Музее нонконформистского искусства (г. Санкт-Петербург), в Национальном музее Республики Бурятия, в Иркутском художественном музее имени В.П. Сукачева, в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа, в МАУК «Художественно-историческое объединение» г. Северобайкальска.

Юрий Ермолаев родился в 1976 г. в Иркутске. Окончил Иркутское художественное училище, живописно-педагогическое отделение, кафедру монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета (2003). Член Союза художников России с 2012 г. Участник международных, региональных, всероссийских выставок. Работы находятся в Музее-галерее Е. Евтушенко Государственного центрального музея современной истории в г. Москва, галерее Виктора Бронштейна (Иркутск).

Александр Имедеев родился в 1984 году в Ангарске. Окончил Иркутский государственный педагогический университет в 2007 г. Член Союза художников России с 2011 г. Участник международных, региональных, всероссийских выставок.

Павел Михайлов родился в 1985 году в Иркутской области. Окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства (2007), Красноярский государственный художественный институт по специальности «скульптура» (2013). С 2014 г. — скульптор в мастерской Д. Намдакова. В 2016 году — скульптор-стажер Российской академии художеств Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток». Участник международных, региональных, всероссийских выставок.

Владислав Урбаханов родился в 1977 году в Иркутске. Окончил Иркутское художественное училище (1996), кафедру монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета (2001). Персональные выставки в Национальном музее Республики Бурятия, в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева, в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа.

 

Материал подготовлен на основе текста Е.В. Асалхановой