Аннотация
В искусстве художников дюссельдорфской группы «ЗЕРО» – Хайнца Мака, Отто Пине и Гюнтера Юккера – сформировался культ света как реального оптико-физического явления. Световая кинетика стала новой эстетической утопией в западноевропейском искусстве 1960-х годов. В статье рассматриваются творческие истоки рождения новой художественной идеологии и такие яркие многолетние проекты, как «музеефицированный» ландшафт у Хайнца Мака и произведения под общим названием «событие в небе» («Sky-events») с воздушными шарами у Отто Пине. В творческой программе группы «ЗЕРО» искусство открытого пространства, объединившее небо, воздух, воду и свет, трактовалось как начало рождения урбанистического ландшафта Будущего. Статья показывает путь формирования нового взгляда на оформление городского пространства, в основе которого лежит синтез архитектуры и кинетических виртуальных образов, выполненных с помощью мультимедийных технологий.
Библиографические ссылки
- Бусев М.А. Творчество Ива Клена и учение розенкрейцеров // Религия и искусство. Материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19–21 мая 1997 года / Под ред. И.П. Ильина. – М.: Изд-во «ГИТИС», 1998. – С. 216–225.
- Карл Густав Юнг о современных мифах: сборник трудов / Пер. с нем. Л. Акопяна; под ред. М. Оганесяна. – М.: Практика, 1994. – 252 с.
- Орлова Е.В. Отто Пине // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия в 3 томах / Отв. ред. Е.Д. Федотова. – М.: «Белый город», 2006. – Т.3. – С.59–60.
- Орлова Е.В. Творческая стратегия Йозефа Бойса: мир или война? // Искусство скульптуры: в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография. – М: БуксМАрт, 2017. – С. 344–366.
- Damus M. Kunst im 20. Jahrhundert. Von der transzendierenden zur affirmativen Moderne. – Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2000. – 432 S.
- Ermen R. Das Blau des Himmels. Yves Klein // Kunstforum International. –2004. – Bd. 173. – S. 352.
- Geschichte der deutschen Kunst. Dritter Band: Neuzeit und Moderne 1750–2000 / Hrsg. von H. Klotz. – M?nchen: Verlag C.H. Beck, 2000. – S. 383–387.
- Jocks H.-N. Heinz Mack (Bundeskunsthalle, Bonn. Museum Kunstpalast, D?sseldorf) // Kunstforum International. – 2011. – Bd. 209. – S.351– 353.
- Karin T. Kunst in Deutschland seit 1945. – K?ln: DuMont Verlag, 2002. – 550 S.
- Konkrete Kunst in Europa nach 1945. Die Sammlung Peter C.Ruppert / Hrsg. von Edited by Museum im Kulturspeicher W?rzburg; von M. Lauter. – Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz Vlg., 2002. – 427 S.
- Stachelhaus Н. Zero. Heinz Mack, Otto Piene, Guenther Uecker. – D?sseldorf: Econ Verlag, 1993. – 296 S.
- Uecker G. Der geschundene Mensch. Katalog / Hrsg. von Institut f?r Auslandsbeziehungen. – Stuttgart ,1993. – 96 S.