Выставка-номинация «Мини-графика» на «УРАЛ-ГРАФО-IV»

Мини-графика, Урал-Графо. Журнал "Искусство Евразии"

28 августа в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России программу Четвертого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» открыта выставка-номинация «Мини-графика». Данная номинация  — традиционная для фестиваля «УРАЛ-ГРАФО»  — каждый раз привлекает авторов, работающих в различных жанрах и форматах, но размеры их работ неизменно не должны превышать установленный максимум — 15х15 см. Художники демонстрируют разнообразие технологий печатной (офорт, меццо-тинто, ксилография, линогравюра, травленый штрих, гравюра на пластике, торцовая гравюра на дереве, акватинта, литография) и оригинальной графики (тушь, акварель, гуашь, цветные карандаши, гелевые роллер-пэны). Для миниатюрных листов эти технические характеристики играют очень важную роль, во многом определяя их визуальную поэтику. Некоторые мастера участвуют в фестивале не первый раз, они узнаваемы по своей сложившейся стилистике (С. Айнутдинов, Н. Кузнецова, Н. Гурова, Я. Макаров). Характерная тенденция — заметно выросший женский состав выставки (больше половины участников).

Более трети работ в номинации — экслибрис, популярная разновидность прикладной графики. Гравюры, выполняющие функциональную роль владельческого знака, обычно минималистичны («Автопортрет» Л. Абдрашитовой, «Экслибрис И. Шишкина» Н. Гуровой), используют стилизовано-обобщенные, немного грубоватые формы (экслибрис «Z.O.V» О. Зюзиной, 2020). Подобные качества свойственны гравюрам на пластике В. Лупандина. Миниатюры Ю. Молибоженко, созданные для Домов-музеев И. И. Шишкина (2018) и А. И. Куприна (2020), отличают тонкость штриховки, проработанность формы, своеобразная живописность.

Часть работ посвящена историческому и современному состоянию российских городов, их повседневной жизни, конкретным событиям. В круглых композициях М. Поповой тихие сцены жизни провинциальных окраин словно подсмотрены в бинокль. Жизнь промышленного города по-своему воплощена в диптихе «Томск. Демонтаж завода ФиКС» Е. Мельченко (2018).

Неизменный источник графических циклов участников выставки – литературные образы и мотивы. В работах  С. Айнутдинова  упругая и легкая линия пера, ритмическое соотношение штрихов, воздушное пространство белой бумаги, создают ироничный, метафоричный мир, в котором все перевернуто и нелепо. Рисунки А. Баландина связаны с литературными текстами более опосредованно, они визуально комментируют и развивают странные, фантазийные сочинения художника. Мифологические богини-музы Каллиопа и Мельпомена в фокусе внимания. Они уподоблены кукольным марионеткам, послушно исполняющими свою роль на зеркале сцены.  Сложные и загадочные видения возникают в работах В. Рубанского, мастерски сочетающего офорт, акватинту и «черную манеру» (меццо-тинто). Почти апокалиптическое настроение наполняет листы с простыми «геометрическими» названиями («Вертикаль-горизонталь», «Разрывая круг» — оба 2019), которые одновременно и напряженно тревожны.

К причудливости образов тяготеет и О. Попова в серии с простым названием «Птички-невелички» (2020). В гуашевых листах длинноклювые птички вписаны в форму квадрата, своей композиционной устойчивостью «сдерживающего» вибрацию ярких цветовых пятен, подвижность штрихов. Беспокойный ритм оперения птиц создает почти абстрактную игру цвета и форм.

Наконец, абстрактная импровизационность и геометрическая знаковость доминирует в серии А. Сивкова «Белое цветение» (2020), в которой простые природные мотивы и формы трансформируются в драгоценные эстетические объекты.

«Мини-графика», пожалуй, один из наиболее открытых форматов для художественных экспериментов: классические техники и сюжеты могут в ней легко сочетаться с новыми. Малый размер дает авторам свободу в исполнении, позволяет завершить работу в один прием, на единой импровизационной и эмоциональной волне. Наконец, она предельно мобильна благодаря своим размерам. Неудивительно, что в художественном мире в 1990—2000-е годы появилось множество международных фестивалей и регулярных выставок экслибриса и графики малых форм. Присутствие номинации «Мини-графика» в структуре фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» дает его участникам дополнительный шанс для включения их в международный арт-контекст.

Выставка открыта до 28 сентября 2020 года.

 

Влада Лаптева, Тамара Галеева

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»