1 октября в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открывается персональная выставка «Искусство полета». Графика Андрея Машанова», входящая в программу Четвертого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО». Омский художник лично представит экспозицию, включающую более 50 цветных офортов.
Андрей Николаевич Машанов — член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, секретарь Союза художников России по региону «Сибирь», профессор кафедры дизайна Омского государственного технического университета, но, прежде всего, он художник, который вот уже более четверти века занимается офортом, трудоемким и сложным видом печатной графики.
Полеты в работах Андрея Машанова символичны. С древнейших времен в изобразительном искусстве тема полета была связана с миром не земным, а божественным, мифическим, эти изображения отождествлялись с силами природы, иллюстрировали христианские легенды. Серьезный перелом произошел в конце XIX века, когда покорение человеком неба стало реальным. Мотив воздухоплавания расширяется в символическом значении на многие аспекты жизни человека. Художник выбирает не современные летательные аппараты, а именно те, что ассоциативно связывают нас с временем начала покорения неба, отсылают к прошлому. Но чаще в офортах встречаются летящие ангелы, парящие в воздухе или словно находящиеся в невесомости.
Метафора «реющей» фигуры — это образ потенциальной возможности перевоплощения, наполнения новыми смыслами; в искусстве летящая в пространстве форма становится знаком, символом, потенциалом. А полет становится и темой, и формой, и метафорой. Поднимаясь в воздух или безвоздушное пространство, фигура словно теряет вещественность и устойчивость. И вот уже тема полета приобретает дополнительное смысловое значение. Музыка проникает на графический лист и меняет его, добавляет текучести линий и мелодичности переходам. Трансформации в музыкальных фразах возникают легко, находят свое развитие, в то время как трансформация человека происходит куда сложнее; как музыка может преобразовывать пространство, так и фигуры, словно закованные в кокон, готовы к трансформации. И вот тут соприкасается тема полета как трансформации духовной, тогда логичны и крылья, и задумчивость, погруженность в себя.
На выставках 2020 года впервые Андрей Машанов в экспозиции применяет новые технологии дополненной реальности, которые дают возможность при помощи смартфона посмотреть на офорт и увидеть летящих птиц, летящие корабли, то есть иллюзию реального движения, которое вносит трехмерность полета. Развитие в искусстве возможностей дополненной реальности сближает графику с анимацией. Но самое интересное здесь то, что новая придумка автора дает развитие все той же многослойной теме полета.
Выставка открыта с 1 по 30 октября 2020 года.
Текст составлен на основе статьи искусствоведа Ольги Прошкиной (Москва).
Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России».