Пространственная икона в культуре Ветки: Богоматерь Казанская
Выпуск № 2 (37) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Ветка, старообрядческое искусство, убор иконы, оклад, семантика иконы, иеротопия, сакральное пространство, пространственная икона,

Как цитировать

Нечаева Г. Г. Пространственная икона в культуре Ветки: Богоматерь Казанская // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 2 (37). С. 34-53. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.003.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья продолжает исследование семантики иконы и ее убора в культуре старообрядческой Ветки. В предыдущей работе «Чеканные оклады Ветки: пространство и время» цельнокованные оклады представлялись как модели мира. В настоящей статье, на следующем этапе, рассматривается более каноничный убор, состоящий из нескольких частей. Вместе с живописным образом он формирует сложный художественно-символический комплекс. Его семантика углубляется на уровень технологий и их взаимодействия, а символика уходит в византийскую традицию почитания иконного образа. В то же время и в этом каноничном типе украшения ярко проявляются черты Нового времени, отнюдь не чуждые образности произведения, включенные в его формальный и семантический синтаксис. Сама же украшенная, «одетая» икона имеет ряд выразительных средств, направленных вовне, к зрителю. Тема создания «сакрального пространства» и «пространственной иконы» представляется в терминах иеротопии.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.003
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Феория [и др.], 2009. 352 с.: ил.
  2. Стерлигова И.А. О значении драгоценного убора в почитании святых икон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: МАРТИС, 1996. С. 123–132.
  3. Живая вера. Ветка / сост. Г.Г. Нечаева, О.Д. Баженова. Минск: Белорусская энциклопедия им. П. Бровки, 2012. 472 с.: ил.
  4. Абрамов И.С. Старообрядцы на Ветке. (Этнографический очерк) // Живая старина / под ред. В.И. Ламанского и Н.Н. Виноградова. СПб.: Тип. М. П. С. (т-во Кушнерёв и К°), 1907. Вып. 3. С. 115–148.
  5. Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Минск: Четыре четверти, 2002. 272 с.: ил.
  6. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках // Философия русского религиозного искусства / ред.-сост. Н.К. Гаврюшин. M.: Прогресс, 1993. С. 209–210.
  7. Нечаева Г.Г. К вопросу о целебных образах. Целебники Ветки и литье: старообрядческое и архаическое // Паведамленні Нацыянальнага мастацкага музея Рэспублікі Беларусь. Вып. 8 / гл. ред. У. Пракапцоў. Мінск: Белпринт, 2011. С. 314–372.
  8. Книжная культура. Ветка / авт.-сост. С.И. Леонтьева, Г.Г. Нечаева. Минск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2013. 528 с.: ил.
  9. Стерлигова И.А. Святыни Успения Богоматери в произведениях древнерусского искусства XII–XIV вв. // Восточнохристианские реликвии / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 553–569.
  10. Нечаева Г.Г. Чеканные оклады Ветки: пространство и время // Искусство Евразии. 2024. № 4 (35). С. 14–33. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.001.
  11. Морозов В.Ф. Стилистика архитектуры Беларуси эпохи классицизма: смысл и значение // Архитектура и строительство. 2017. № 6. С. 14–18.
  12. Леонтьева С.И., Юрченко М.З. Династия мастеров Священниковых // Живая старина. 2006. № 3. С. 23–25.
  13. Мещерина Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси. М.: Канон, 2007. 316 с.
  14. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. 446 с.
  15. Кулагин А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии (В контексте общеевропейской культуры). Минск: Наука и техника, 1989. 240 с.: ил.
  16. Тарасов О.Ю. Рама и образ: риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-традиция, 2007. 447 с.: ил.