Аннотация
Статья посвящена описанию редких буддийских скульптур, относящихся к тибето-китайскому стилю, из коллекции Государственного Эрмитажа. Автор отмечает черты взаимного влияния китайской скульптуры времени Юнлэ и тибетской и непальской бронзовой пластики. Подробно анализируются бронзовые скульптуры XV века: Будда Шакьямуни, Авалокитешвара Шадакшари, Бодхисаттва Майтрея, Манджушри, Амитаюс и Рактаямари периода Юнлэ и скульптура Авалокитешвары в форме Кхасарпана периода Сюаньдэ.
Библиографические ссылки
- Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины и доктринальные понятия. – М.: Вестком, 2000. – 200 с.
- Дандарон Б.Д. Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ // Труды по востоковедению. Т. 2, Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 313. – Тарту, 1973. – С. 473-477.
- Елихина Ю.И. Иконография бодхисаттвы Авалокитешвары в искусстве буддизма // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. Выпуск 1. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. – С. 173-191.
- Елихина Ю.И. Иконография Майтреи в искусстве буддизма // Буддийское искусство в прошлом и настоящем. Материалы круглого стола (Санкт-Петербург, 24 февраля 2012 г.). – СПб.: Алмазный путь, 2013. – С. 29-40.
- Елихина Ю.И. Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII–XIX вв. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – СПб.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2006. – 20 с.
- Елихина Ю.И. Культ Бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в Монголии // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. – 2008. – № 2/3. – С. 72-75.
- Елихина Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; «Нестор-История», 2010. – 292 с.
- Елихина Ю.И. Тангка из коллекции Эрмитажа с изображением горы Утайшань // Труды Государственного Эрмитажа. Эрмитажные чтения памяти В.Г. Луконина, 2007-2012 / Ред. И.В. Кротевич. – Т. LXXII. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – С. 143-151.
- Елихина Ю.И. Тибетская коллекция Государственного Эрмитажа // Страны и народы Востока. Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии» / под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. – СПб.: Институт восточных рукописей РАН, 2014. – С. 95-116.
- Елихина Ю.И., Самосюк К.Ф. «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма: каталог выставки. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. – 510 с.
- «rgyal-lugs-kyi thugs-rje chen-po’i las-byang nyi-ma snying-po bzhug-so» (Садхана и ритуал, связанные с (культом) Авалокитешвары в царской форме). Институт восточных рукописей РАН, тибетский фонд, инв. № В-8597/3. (На тибетском языке)
- «tshe-dpag-med grub rgyal lugs-kyi ril-bu sgrub-thabs bzhugs-so» (Садхана (под названием) пилюля традиции Дуб Гьял (для созерцания) Амитаюса). Государственный Эрмитаж, инв. № КО-1083. (Натибетскомязыке)
- BanerjeeR. Ashtamahabodhisattva. The eight Great Bodhisattvas in Art and Literature. New Delhi, 1994.
- Bhattacharyya B. The Indian Buddhist Iconography, New Delhi, 1968.
- Karmay H., Early Sino-Tibetan Art. Warminster, 1975.
- Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. I-II, Hong Kong, 2001.
- Schroeder U. Indo-Tibetan Bronzes. Hong Kong, 1981.
- Tachikawa M. Mandala Deities. The Senri Foundation, Osaka, 2011.
- Thurman R., Rhie M., Wisdom and Compassion: The sacred art of Tibet. N.Y., 1991.
- Watt J., Leidy D. Defining Yongle. Imperial Art in Early Fifteenth-Century China. NY, 2005.