Аннотация
В XX столетии изобразительное искусство Сибири, которое раньше ассоциировалось в основном с именем великого исторического живописца В.И. Сурикова, возвысилось до академических высот, и сегодня каждый сибирский регион демонстрирует работы крупнейших художников во всех видах и жанрах искусства. В этом ряду стоит творчество омского художника Николая Михайловича Брюханова. Существующие искусствоведческие исследования помогают не только оценить художественные достижения мастера, но и понять контекст его творчества, который был неразрывно связан с развитием искусства в Омске в XX веке. Известны биография, роль Н.М. Брюханова в художественных процессах своего времени, изучается его творческий метод и отдельные произведения. Среди анализируемых работ выделяется знаменитое полотно «Славянский марш (Прощание славянки)», которое стало символом его художественного поиска и отражением духа времени. Однако, несмотря на попытки описания картины, остается открытым вопрос о том, что именно побудило Брюханова в тридцатилетнем возрасте начать работу над этим произведением, которая длилась на протяжении десяти лет. Это могло быть связано с его стремлением к глубокой проработке темы, а также с желанием создать что-то поистине значимое и масштабное. Статья посвящена всестороннему изучению картины, охватывающему историю ее создания, путь в мире искусства и детальный анализ художественных средств и смысла. Для достижения поставленной цели использованы историко-биографический и иконографический методы, позволяющие реконструировать контекст появления картины и проанализировать ее художественные особенности в сопоставлении с другими произведениями искусства. При этом определены не только тематические совпадения, связанные с патриотической тематикой и изображением народного подвига, но и глубокие пластические параллели. Особое внимание уделяется дискуссионному вопросу о жанровой принадлежности «Славянского марша», предложено понятие «предстояние» как наиболее адекватное определение этого вида патриотического искусства, показывающего готовность к самопожертвованию во имя высших идеалов. Исследование демонстрирует, как личное мировосприятие художника и общественно-исторические реалии отразились на создании картины. Изучение источников — письменных свидетельств, мемуаров, документов, связанных с созданием и экспозицией картины, — позволило восстановить историю ее бытования и контекст восприятия. Иконографический метод сосредоточен на детальном анализе композиции, колорита, использования линии и ритма, а также символики, заложенной художником в картину. Показано, как мастер искал идеальное сочетание формы и содержания, стремясь передать сложные эмоции и идеи. Работы Н.М. Брюханова остаются актуальными и сегодня, а изучение его жизни и творчества способствует более глубокому пониманию не только художественного наследия мастера, но и тех социальных и культурных процессов, которые происходят в Омске и России в целом в XX – начале XXI века.
Библиографические ссылки
- Каталог выставки произведений художников Бабаевой Н., Белова С., Брюханова Н., Штабнова Г. Живопись. Графика. Скульптура / ред. А.Н. Либеров. Омск: [б. и.], 1962. 16 с.
- Брюханов Н.М. Живопись, монументальная живопись, прикладное искусство : каталог выставки / сост., вст. ст. Р.Ф. Черепанов. Омск: [б. и.], 1979. 67 с.
- Живопись Омска XX–XXI веков : каталог / авт.-сост. Л.К. Богомолова. Омск: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, 2014. 318 с.
- Областная выставка произведений омских художников, посвященная 70-летию ВС СССР. Каталог / сост. Г.М. Голубецкая. Омск: [б. и.], 1988. 11 с.
- Омская земля. Юбилейная выставка произведений омских художников (к 50-летию Омской организации Союза художников) : каталог / сост. Т.П. Лоханская. Омск: Омская организация Союза художников РСФСР, Омский областной музей изобразительных искусств, 1982. 106 с.
- Омский Союз художников : альбом-справочник / сост.: Л.Г. Богомолова, Г.Ю. Мысливцева, В.Ф. Чирков. Омск: ИПК «Омскбланкиздат», 2004. 343 с.
- Художники Омского Прииртышья : альбом-каталог, посвященный 75-летию ОРО ВТОО СХР / сост.: Л.Г. Богомолова, Т.А. Григоренко, Е.В. Когут, В.П. Касьянов, С.В. Черноок. Омск: Омскбланкиздат, 2008. 239 с.
- Чирков В.Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI в. : словарь-указатель в 2 т. Тобольск: ОБФ «Возрождение Тобольска», 2014. Т. 1. 813 с.
- Бабикова Т.В. Изобразительное искусство Омска в контексте художественной жизни Сибири второй половины XX века. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 116 с.
- Мороченко Н.П. Омские художники-шестидесятники : каталог. Омск: Внешнеэкономическая ассоциация Сибирский центр, 1995. 109 с.
- Соловьёва-Волынская И.Н. Художники Омска. Л.: Художник РСФСР, 1972. 30 с.
- Мороченко Н.П. Художественная жизнь Омска 1910–1990-х годов. Омск: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, 2002. 22 с.
- Касьянов В.П. «Суровый стиль». Общие принципы формообразование в живописи Н.М. Брюханова и пластике Н.А. Бабаевой // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля / науч. ред. А.Н. Гуменюк. Омск: [б. и.], 1999. С. 58–61.
- Коников Б.А. Картина Н.М. Брюханова «1918-й. Ленин»: взгляд историка // Декабрьские диалоги. Материалы научной конференции памяти Ф.В. Мелёхина. Вып. 4 / науч. ред. А.Н. Гуменюк. Омск: [б. и.], 2001. С. 139–141.
- Черепанов Р. Мой друг Николай Брюханов // Вторые Омские искусствоведческие чтения : сб. мат-лов. Омск: Альтернатива АРТ, 1998. С. 35–37.
- Бородавкин А.В. Анализ пространственно-временной структуры работы Н.М. Брюханова «Северянка» // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 45–47.
- Мороченко Н.П. Творчество Н.М. Брюханова. Монументальные тенденции // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 28–34.
- Семёнов В.Г. Николай Михайлович Брюханов // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 47–49.
- Туренина Н.П. Н.М. Брюханов. «Славянский марш» // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 44–45.
- Фёдоров Ю.М. Первозданный свет творчества // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 34–41.
- Чирков В.Ф. Искусство 60-х: общее и особенное // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 49–51.
- Шкарупа В.М. Проблема онтологизма художественной картины мира (к истории одного малоизвестного портрета кисти Николая Брюханова) // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 41–44.
- Бабаева Н.А. Из дневниковых записей Н.А. Бабаевой (ГМИО. ФЛА (Бабаева). ВХ 5692) // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 123.
- Черепанов Р.Ф. Сам себе светильник… (Размышления художника) // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время» : сб. мат-лов / отв. ред. В.Ф. Чирков, ред. Л.Г. Шорохова. Омск: Альтернатива АРТ, 1999. С. 39–41.