Композиция и стилистические особенности современных храмовых мозаик
Выпуск № 4 (35) 2024 журнала "Искусство Евразии"
html
pdf
html
pdf

Ключевые слова

современное христианское искусство, мозаика, монументальное искусство, православный храм, интерьер храма, мозаичная декорация, композиция, стилистические особенности, храм Святого Саввы в Белграде, храм Вооруженных Сил РФ, проблемы современного церковного искусства,

Как цитировать

Пономарев А. В. Композиция и стилистические особенности современных храмовых мозаик // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 4 (35). С. 34–45. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.002.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена изучению стилистических особенностей храмовых мозаик в интерьерах двух крупных современных сооружений — храма Святого Саввы в Белграде и главного храма Вооруженных Сил России. Актуальность настоящего исследования определена активным развитием церковного искусства, обилием художественных объединений, которые опираются на разнообразные стилистические ориентиры и имеют свои особенности в подходе к созданию композиций и технике набора, однако до сих пор эта область современного искусства остается малоизученной. В статье рассмотрена история создания и специфика организации внутреннего пространства церквей. Описаны современные подходы и методы организации работы мастерских, с помощью формально-стилистического анализа определены стилистические особенности и композиционная роль декоративных панно, а также затронуты некоторые задачи и проблемы, существующие в данной области монументального искусства.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.002

Библиографические ссылки

  1. Колпакова Г С. Искусство Византии. Поздний период. 1204–1453 гг. СПб.: Азбука-классика, 2004. 318 с.
  2. Котломанов А.О. Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации и новое православное искусство: проблема стиля // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 7. C. 199–208. https://doi.org/10.5281/zenodo.3971707.
  3. Кузьмина И.Б. Воссоздание древнерусских храмовых интерьеров и современное церковное искусство // Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений. Вып. 1 / науч. ред. В.А. Щученко. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 90–102.
  4. Виннер А.В. Материалы и техника мозаической живописи. М.: Искусство, 1955. 368 с.
  5. Хошев А.Ю. Строительство храма св. Саввы в Белграде: опыт взаимодействия церкви и общества в рамках одного проекта общенационального значения // Власть. 2024. Т. 32. № 2. С. 203–211. https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-2-203-211.
  6. Гурьянов К.В. Память народа: главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации // Базис. 2019. № 2 (6) C. 64–73.
  7. Девятириков Ю.В. Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы и достоинства в контексте общественного восприятия // Церковь, государство и общество: исторические политико-правовые и идеологические аспекты взаимодействия : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. И.А. Арзуманов. М.; Иркутск: МАТГиП, 2020. C. 374–380. https://doi.org/10.25839/t6898-0103-6261-d.
  8. Мухин Н.А. Проекты: живопись, графика, скульптура : альбом / авт. ст. М. Вяжевич, В. Шилов. Рыбинск: Медиарост, 2011. 437 с.
  9. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / пер. с англ. Э.С. Смирновой. М.: Индрик, 2001. 157 с.
  10. Кутейникова Н.С. Современное религиозное искусство — новое направление в отечественном искусствознании // Современные проблемы академического искусствоведческого образования : мат-лы междунар. науч. конф. / ред.: Н.С. Кутейникова, С.М. Грачёва. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 2018. C. 95–100.
  11. Грачёва С.М., Кутейникова Н.С. Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации. Петербургские мастера // Научные труды. 2020. № 55. С. 208–229.
  12. Панкратов А.Б. Во имя Воскресения и Победы. Живописная поэма Василия Нестеренко в Главном храме Вооруженных сил России. М.: ПриПресс Интернэшнл, 2022. 672 с.