История изучения, атрибуции, реставрации и цифровая реконструкция первоначального облика иконы «Спас Нерукотворный» из экспозиции Смоленской художественной галереи
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

древнерусское искусство, псковская иконопись, Спас Нерукотворный, исследование в ультрафиолетовых лучах, цифровая реконструкция,

Как цитировать

Пономарев А. В. История изучения, атрибуции, реставрации и цифровая реконструкция первоначального облика иконы «Спас Нерукотворный» из экспозиции Смоленской художественной галереи // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 134-141. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.013.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье описывается история изучения, реставрации и атрибуции иконы «Спас Нерукотворный» из экспозиции Смоленской художественной галереи. Выполнен обзор публикаций, в которых рассматривается история и живописные особенности данного памятника, а также процесс полемики вокруг его датировки и иконографических особенностей. Выводы стилистического анализа исследователей были обобщены и соединены с данными, полученными при реставрации и макросъемке поверхности памятника в естественном свете и ультрафиолетовых лучах. По их результатам была проведена цифровая реконструкция ряда особенностей первоначального облика произведения. В соответствии с сохранившимися фрагментами были восполнены полностью утраченные фрагменты полей и фона. С помощью графического редактора реконструирован ряд особенностей первоначального живописного замысла средневекового художника, восполнены мелкие утраты рисунка, потертости красочного слоя. Частично были удалены оставленные при реставрации поздние вмешательства в живописный строй произведения, и воспроизведена изначальная форма нимба. Благодаря ряду стилистически и хронологически близких памятников и сохранившимся авторским надписям на плате, удалось реконструировать вероятную специфику изначального начертания символов внутри нимба и у фигур архангелов. Цвет оригинального фона был восстановлен по фотографиям выкрасок пигмента, фрагменты которого выявили при реставрации. Итогом работ стало визуальное представление ряда графических и живописных особенностей произведения, выявленных исследователями и реставраторами. Изображение воспроизводит основной набор живописных приемов оригинального произведения, что в соединении с физическим памятником позволит будущим исследователям значительно точнее понять специфику его положения среди других памятников псковской иконописи XV века.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.013
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-традиция, 2002. 544 с.
  2. Смоленская художественная галерея : каталог. Смоленск: Русское и советское искусство, 1988. 96 с.
  3. Objets d’art Russes anciens faicant partie des collection de la princesse Marie Tenichev, exposés au musée des arts decoratifs du 10 mai au 10 october. Extrait du Catalogue général / par Ivan Barchtchévski; trad. du russe par Denis Roche. Paris: Gautherin, 1907. 183 p.
  4. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова / редкол.: В.Н. Лазарев, О.И. Подобедова, В.В. Косточкин. Москва: Наука, 1968. 235 с.
  5. Гагман Н. А. Отчет о реставрации в ГЦХРМ. М.: ГЦХРМ, 1957.
  6. Лифшиц Л.И. История русского искусства: искусство X–XVII веков. В 2 т. Т. 1. М.: Белый город, 2007. 344 с.
  7. Сорокатый В.М. Псковская икона конца XIV – начала XV века: древнерусское искусство XIV–XV веков. М.: Наука, 1984. 320 с.
  8. Вздорнов Г.И. Икона Нерукотворного образа Спаса — памятник псковской живописи XV века // Советская археология. 1973. № 3. С. 212–225.
  9. Лидов А.М., Евсеева Л.М., Чугреева Н.Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2008. 440 с.
  10. Шалина И.А. Икона «Спас Нерукотворный» из Смоленского музея и ее место в псковском искусстве XV в. // Древнерусское искусство. Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения : сборник статей / ред.-сост. М.А. Орлова. М.: Государственный институт искусствознания, 2017. С. 141–156.
  11. Киплик Д.И. Техника Живописи. М.: СВАРОГ и К, 2002. 357 с.
  12. Припачкин И.А. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, М.: Паломник, 2001. 151 с.