Аннотация
В статье описывается история изучения, реставрации и атрибуции иконы «Спас Нерукотворный» из экспозиции Смоленской художественной галереи. Выполнен обзор публикаций, в которых рассматривается история и живописные особенности данного памятника, а также процесс полемики вокруг его датировки и иконографических особенностей. Выводы стилистического анализа исследователей были обобщены и соединены с данными, полученными при реставрации и макросъемке поверхности памятника в естественном свете и ультрафиолетовых лучах. По их результатам была проведена цифровая реконструкция ряда особенностей первоначального облика произведения. В соответствии с сохранившимися фрагментами были восполнены полностью утраченные фрагменты полей и фона. С помощью графического редактора реконструирован ряд особенностей первоначального живописного замысла средневекового художника, восполнены мелкие утраты рисунка, потертости красочного слоя. Частично были удалены оставленные при реставрации поздние вмешательства в живописный строй произведения, и воспроизведена изначальная форма нимба. Благодаря ряду стилистически и хронологически близких памятников и сохранившимся авторским надписям на плате, удалось реконструировать вероятную специфику изначального начертания символов внутри нимба и у фигур архангелов. Цвет оригинального фона был восстановлен по фотографиям выкрасок пигмента, фрагменты которого выявили при реставрации. Итогом работ стало визуальное представление ряда графических и живописных особенностей произведения, выявленных исследователями и реставраторами. Изображение воспроизводит основной набор живописных приемов оригинального произведения, что в соединении с физическим памятником позволит будущим исследователям значительно точнее понять специфику его положения среди других памятников псковской иконописи XV века.
Библиографические ссылки
- Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-традиция, 2002. 544 с.
- Смоленская художественная галерея : каталог. Смоленск: Русское и советское искусство, 1988. 96 с.
- Objets d’art Russes anciens faicant partie des collection de la princesse Marie Tenichev, exposés au musée des arts decoratifs du 10 mai au 10 october. Extrait du Catalogue général / par Ivan Barchtchévski; trad. du russe par Denis Roche. Paris: Gautherin, 1907. 183 p.
- Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова / редкол.: В.Н. Лазарев, О.И. Подобедова, В.В. Косточкин. Москва: Наука, 1968. 235 с.
- Гагман Н. А. Отчет о реставрации в ГЦХРМ. М.: ГЦХРМ, 1957.
- Лифшиц Л.И. История русского искусства: искусство X–XVII веков. В 2 т. Т. 1. М.: Белый город, 2007. 344 с.
- Сорокатый В.М. Псковская икона конца XIV – начала XV века: древнерусское искусство XIV–XV веков. М.: Наука, 1984. 320 с.
- Вздорнов Г.И. Икона Нерукотворного образа Спаса — памятник псковской живописи XV века // Советская археология. 1973. № 3. С. 212–225.
- Лидов А.М., Евсеева Л.М., Чугреева Н.Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2008. 440 с.
- Шалина И.А. Икона «Спас Нерукотворный» из Смоленского музея и ее место в псковском искусстве XV в. // Древнерусское искусство. Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения : сборник статей / ред.-сост. М.А. Орлова. М.: Государственный институт искусствознания, 2017. С. 141–156.
- Киплик Д.И. Техника Живописи. М.: СВАРОГ и К, 2002. 357 с.
- Припачкин И.А. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, М.: Паломник, 2001. 151 с.