Аннотация
В статье изучается деятельность костромских иконописцев во второй трети XVII века, что является логическим продолжением ранее опубликованных исследований автора. Выявлен ряд мастеров данного периода, составлена хроника их творческой деятельности. Определены устойчивые черты костромской школы иконописи на иконах второй трети XVII века. Для решения поставленных задач применен ряд методов: сравнительно-исторический — для сопоставления источников о работе костромичей в храмах и монастырях; историко-генетический — для изучения изменения состава артелей; системный — в исследовании структуры артели; историко-статистический — при установлении численности храмов и монастырей, количества купленных икон. В результате исследования установлено, что во второй трети XVII века костромские иконописцы принимали участие в росписи семи храмов, из них в шести сохранились фрески. Стены Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря расписаны в 1641 году артелью под руководством Любима Агеева. Поскольку Иоаким Агеев является родоначальником «костромской стенописной школы», то роспись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представляется отправной точкой исследования развития стенописи и произведений мастеров, принадлежавших костромской школе иконописи. Для фресок Успенского собора характерны следующие черты: использование различных оттенков красного и голубого цвета; сочетание красного, коричневого, зеленого цветов; античные лики и особенности изображения волос, белые вохрения, пробела. Этим фрескам также свойственны орнамент на полях одежды в виде цветов (звездочек), кружков, треугольников, а на самой одежде — в виде стеблей цветов с листьями и бутонами. При этом орнамент не заполняет всё пространство одеяния. Эти черты костромской школы иконописи прослеживаются далее в следующих памятниках: в иконе «Рождество Богородицы, со сценами жития» Ферапонтова монастыря, написанной в 1642 году; в пятичастном деисусе, датированном серединой XVII века: «Спас Вседержитель», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил» (Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь), части икон праотеческого, пророческого и деисусного ряда иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря.
Библиографические ссылки
- Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М.: Искусство, 1984. 340 с.
- Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982. 272 с.
- Костромская икона XIII–XIX вв. Свод русской иконописи / под ред. Н.И. Комашко, С.С. Катковой. М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 с.
- Сулоев И.Н. История иконописания в Костромском крае во второй половине XVI – первой трети XVII века // Искусство Евразии. 2023. № 2 (29). С. 26–31. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.002.
- Бусева-Давыдова И.Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен : дис. ... докт. искусствоведения. [Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств]. М., 2005. 500 с.
- Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост. И.А. Кочетков. М.: Индрик, 2009. 1102, [2] с., [119] с. ил.
- Французова Е.Б. Иконное дело в Вологде в первой половине XVII века // Культура европейского Севера России: дооктябрьский период : Межвуз. сб. науч. тр. Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1989. С. 30–46.
- Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVIII в. // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера / отв. ред. и сост. Г.В. Попов. М.: Наука, 1989. С. 285–309.
- Иконы Вологды конца XVI – XVII века / под ред. Е.А. Виноградовой и др. Вологда: Древности Севера; М.: Северный паломник, 2017. 775 с.
- Федорычева Е.А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М.: Северный паломник, 2003. 104 с.
- Казакевич Т.Е. Стенопись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Ферапонтовский сборник. Вып. 7. М.: Советский художник, 2006. С. 79–115.
- Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л.: Художник РСФСР, 1979. 172 с.
- Казакевич Т.Е. Храмовая икона «Рождество Богородицы» из собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. Вып. 6 / под ред. Г.И. Вздорнова. М.: Индрик, 2002. С. 223–234.
- Зонова О.В. Стенопись Успенского собора Московского кремля // Древнерусское искусство. XVII век / редкол.: В.Н. Лазарев, О.И. Подобедова, В.В. Косточкин. М.: Наука, 1964. С. 110–137.
- Успенский А.И. История стенописи Успенского собора в Москве. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902. 26 с.
- Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. М.: [б. и.], 1850. С. 1–128.
- Грибкова А.И. Парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг.: место в программе и особенности иконографии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. № 45. С. 45–63. https://doi.org/10.15382/sturV202245.45-63.
- Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования / отв. ред. В.П. Выголов. М.: Наука, 1980. 248 с.
- Иконы Ярославля : в 3 т. / авт.-сост. В.В. Горшкова и др. М.: Северный паломник, 2021. Т. 2. 572 с.
- Обретение. Иконы, спасенные на чердаке музея : каталог выставки / авт.-сост.: В.В. Горшкова, А.В. Федорчук. Ярославль: Ярославский художественный музей, 2018. 86 с.
- Кострома. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря / авт. текста С.С. Каткова. Б. м.: Верхов С.И., 2014. 21, [1] с., [62] л. цв. ил.
- Куколевская О.С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря : в 2 т. М.: Северный паломник, 2008. 287 с., 429 с.
- Никитина Т.Л. Изображения «Страшного суда» на стенах церковных галерей XVII–XVIII веков // XXVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995) : сб. статей / сост. Е.А. Воронова. Ярославль: Цифровая типография, 2022. С. 223–235.
- Успенский А.И. Царские иконописцы // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским археологическим институтом. Вып. XVIII. СПб.: Императорский археологический институт, 1909. С. 120–121.
- Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века : словарь. М.: [б. и.], 1910. 542 с.
- Кильдышев А.В. Фрески церкви Воскресения на Дебре: «История мироздания» и «Апокалипсис» в росписях галерей церкви Воскресения на Дебре в Костроме (1650–1652). Кострома: ЭКСМИ, 1996. 119 с.
- Синодик Колясниковской церкви. Вып. 2 / с предисл. Н.В. Покровского. СПб.: Синодальная типография, 1899. 257 с.