История иконописания в Костромском крае во второй половине XVI – первой трети XVII века
Выпуск № 2 (29) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Кострома, иконопись, костромская школа иконописи, иконы, изографы, Любим Агеев, фрески,

Как цитировать

Сулоев И. Н. История иконописания в Костромском крае во второй половине XVI – первой трети XVII века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 2 (29). С. 26-31. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.002.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В исследовании ставится цель обобщить, систематизировать сведения и исследовать развитие иконописи в Костромском крае во второй половине XVI – первой трети XVII века. Вводятся в научный оборот и изучаются данные из немногочисленных дошедших до наших дней источников. В 1982 году Государственный архив Костромской области пострадал от пожара, что привело к утрате многих документов XVI–XVII веков. В основу исследования положены утраченные документы и материалы архива в частичном упоминании В.Г. Брюсовой; Писцовая книга Костромы 1627/28–1629/1630 гг., которая является важным источником по социально-экономическому положению города в первой трети XVII века; сведения из различных дореволюционных изданий, новейшего свода русской иконописи XIII–XIX вв. и других источников. Систематизация приведенных фактов дает представление о формировании и развитии иконописи в Костромском крае в указанный период. Начало становления иконописи в Костроме предварительно отнесено к последней четверти XVI века, в первой трети XVII века работы местных иконописцев уже распространяются по России и Костромскому краю и имеют характерные черты письма.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.002
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982. 272 с.
  2. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М.: Искусство, 1984. 419 с.
  3. Писцовая книга г. Костромы 1627/28–1629/30 гг. / сост. Л.А. Ковалева, О.Ю. Кивокурцева. Кострома: Костромаиздат, 2004. 432 с.
  4. Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. 1439–1682 гг. / сост. И.К. Херсонский. Кострома: Губернская типография, 1888. Выпуск 1. 134 с.
  5. Диев М.Я. Старинные волости и станы в Костромской стороне. Материалы для историко-географического словаря Костромской губернии. М.: А. Снегирева, 1909. 66 с.
  6. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плёсской десятин. М.: Типография Ф.И. Филатова,1912. 159 с.
  7. Костромская икона XIII–XIX вв. Свод русской иконописи / под ред. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 с.
  8. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост. И.А. Кочетков. М.: Индрик, 2003. 816 с.
  9. Васильев Л.С. Об архитектурном наследии Костромского края. Кострома: Инфо-пресс, 2014. 384 с.
  10. Подлипский П. Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Фёдорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. М.: Синодальная типография, 1832. 127 с.
  11. Кудряшов Е.В. Художественная культура Костромского края XVI–XIX вв. Кострома: [б. и.], 2004. 132 с.
  12. Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVIII в. // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера / отв. ред. и сост. Г.В. Попов. М.: Наука, 1989. С. 285–309.
  13. Шалина И. Икона «Усековение главы Иоанна Предтечи, с иконой “Богоматерь Феодоровская”, избранными святыми и житием Иоанна Предтечи». Первая треть XVII века // И по плодам узнается древо: русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко / Г.И. Вздорнов и др. М.: Военный парад, 2003. С. 246–256.