Мозаики базилики Рождества Христова в Вифлееме и монументальная живопись крестоносцев в Святой земле в XII веке
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

мозаика, фреска, монументальная живопись, искусство XII века, крестоносцы, базилика Рождества Христова, храм Гроба Господня, Святая земля, Иерусалим, Вифлеем, Латинское королевство Иерусалима,

Как цитировать

Этингоф О. Е. Мозаики базилики Рождества Христова в Вифлееме и монументальная живопись крестоносцев в Святой земле в XII веке // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 96–111. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена исследованию мозаик базилики Рождества Христова в Вифлееме. Построенный в IV веке в эпоху императора Константина Великого храм остается одним из важнейших святилищ христианского мира. На его стенах и в крипте сохранился уникальный ансамбль мозаик, созданных в XII веке в период владычества Латинского королевства в Иерусалиме. В 2015–2019 годах итальянскими специалистами была предпринята масштабная реставрация декорации базилики. Впервые почти за тысячу лет мозаики на стенах храма и росписи на колоннах были расчищены. Это открывает новые возможности для анализа столь выдающегося памятника. В статье использованы различные методы: стилистический, иконографический и историко-культурный. Г. Кюнель убедительно показал, что мозаики были выполнены единовременно, вероятно, с середины 1150-х годов до 1169 года. На основании сохранившихся надписей можно заключить, что в мозаичной декорации базилики участвовали два мастера: монах Ефрем, предположительно, грек и дьякон Василий, сириец. В третьей надписи, ныне утраченной, упоминалось имя Зан, оно могло принадлежать венецианскому художнику. Стиль мозаик в целом ориентирован на византийское искусство третьей четверти XII века. В ансамбле очевидны различия в фигуративной и в аниконической иконографии, а также в стиле разных зон декорации. В нем проявились элементы сиро-палестинского и западноевропейского искусства. Самый факт упоминания имен художников в надписях не типичен для Византии. Детальный стилистический анализ памятника еще предстоит. Пока очевидно, что в декорации принимала участие составная артель из нескольких художников разного происхождения и разной выучки. При этом все мастера преимущественно пользовались византийскими образцами. Вифлеемские мозаики плодотворно рассмотреть и в контексте монументальной живописи Святой Земли и Сицилии XII века.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Bacci M. Old restorations and new discoveries in the Nativity Church, Bethlehem // Convivium. 2015. Vol. 2. № 2. P. 36–59.
  2. The restoration of the Nativity Church in Bethlehem / ed. C. Alessandri. London: CRC Press, 2020. 460 р.
  3. Folda J. The Art of the crusaders in the Holy Land, 1098–1187. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1995. 672 p. 700 black and white ill. 41 color pl.
  4. Buchthal H. Miniature painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. Oxford: Clarendon Press, 1957. XXXIV, 163 p., 155 pl.
  5. Weitzmann K. Various aspects of Byzantine influence in the Latin countries from the sixth to the twelfth centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1966. Vol. 20. Р. 1–24.
  6. Weitzmann K. Icon painting in the Crusader Kingdom // Dumbarton Oaks Papers. 1966. Vol. 20. Р. 49–83.
  7. Weitzmann K. Byzantium and the West around the Year 1200 // The Year 1200: a symposium / ed. F. Avril. New York: Metropolitan Museum of Art, 1975. P. 53–93.
  8. Weitzmann K. A group of early twelfth-century Sinai icons attributed to Cyprus // Studies in memory of David Talbot Rice / ed. G. Robertson, G. Henderson. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1975. Р. 47–63.
  9. Weitzmann K. Crusader icons and maniera greca // Byzanz und der Westen: Studien zur Kunst des europäischen Mittelalters / ed. I. Hutter. Vienna: ÖAW, 1984. Р. 143–170.
  10. Buschhausen H. Die Süditalienische Bauplastik im Königreich Jerusalem von König Wilhelm II. bis Kaiser Friedrich II. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1978. 414 S. Abb. u. Anhang, 981 s/w. Abb. auf 160 Taf. und 85 s/w.
  11. Jotischky A. Manuel Comnenus and the reunion of the churches: the evidence of the conciliar mosaics in the Church of the Nativity in Bethlehem // Levant. 1994. Vol. XXVI. Р. 207–223.
  12. Kühnel G. Wall painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. Berlin: Gebr. Mann, 1988. XIV, 242 S.
  13. Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th century // Sinai: treasures of the Monastery of Saint Catherine / ed. K.A. Manafes. Athens: Ekdotike Athenon, 1990. P. 102–123.
  14. Kühnel B. Crusader art of the twelfth century: a geographical, an historical, or an art historical notion? Berlin: Gebr. Mann, 1994. 263 р.
  15. Kühnel B., Kühnel G. The Church of the Nativity in Bethlehem: the crusader lining of an early Christian basilica. With a new edition of the mosaic inscriptions in appendix by Erich Lamberz. Regensburg: Schnell and Steiner, 2019. 174 p.
  16. История Византии : в 3 т. Т. 2 / отв. ред. А.П. Каждан. М.: Наука, 1967. 472 с.
  17. Carr A.W. The mural paintings of Abu Gosh and the patronage of Manuel Comnenus in the Holy Land // Crusader art in the twelfth century / ed. J. Folda. Oxford: BAR Publ., 1982. P. 215–244.
  18. Bacci M. The mystic cave. A history of the Nativity Church in Bethlehem. Brno: Masaryk University; Rome: Viella, 2017. 608 pp., 81 col. pls, 5 plans.
  19. Библиотека литературы Древней Руси : в 20 т. Т. 4: XII век / под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. 685 с.
  20. Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the crusaders. Warminster: Aris & Phillips,1977. VIII, 225 p., ill.
  21. Keshman A. Crusader wall mosaics in the Holy Land. Gustav Kühnel’s work in the Church of the Nativity in Bethlehem // Arte medieval. 2013. № 1. P. 257– 270.
  22. Madden A. A revised date for the mosaic pavements of the Church of the Nativity, Bethlehem // Ancient West and East. 2012. № 11. Р. 147–190.
  23. Stern H. Encore les mosaïques de l’église de la Nativite à Bethléem // Cahiers archéologique. 1957. Vol. 9. Р. 141–145.
  24. Grabar A. L'iconoclasme byzantin. Dossier archéologique. Paris: Collège de France, 1957. 277 p., 163 ill.
  25. Folda J. Twelfth-century pilgrimage art in Bethlehem and Jerusalem: points of contact between Europe and the crusader kingdom // Romanesque and the Mediterranean: points of contact across the Latin, Greek and Islamic worlds, C. 1000 to C. 1250 / ed. R.M. Bacile, J. McNeill. Leeds: Maney Publ., 2015. Р. 1–14.
  26. Hunt L.-A. Art and colonialism: the mosaics of the Church of the Nativity in Bethlehem (1169) and the problem of “crusader” art // Dumbarton Oaks Papers. 1991. Vol. 45. P. 69–86.
  27. Andaloro M. Dalla Terrasanta alla Sicilia // Il cammino di Gerusalemme : atti del II Convegno internazionale di studio / ed. M.S. Calò Mariani. Bari: M. Adda, 2002. Р. 463–474.
  28. Этингоф О.Е. Образ города в мозаиках базилики Рождества Христова в Вифлееме // Искусство Евразии. 2020. № 1 (16). С. 50–65. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.004.
  29. Этингоф О.Е. Образ города в мозаиках базилики Рождества Христова в Вифлееме и аниконическое искусство Византии // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис. XII Международный Византийский cеминар (Севастополь – Балаклава, 25–29 мая 2020 г.) : материалы научной конференции / отв. ред. Н.А. Алексеенко. Симферополь: Колорит, 2020. C. 293–298.
  30. Лазарев В.Н. История византийской живописи : в 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 1: текст. 322 с. Т. 2: таблицы. 597 табл.
  31. Норвич Дж. Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание: 1016–1130. М.: Центрполиграф, 2005. 383 c.
  32. Houben H. Roger II of Sicily: a ruler between East and West. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. XXV, 231 p.