Особенности творческой стратегии А.Г. Шарифуллина в авторском ювелирном искусстве
Выпуск № 3 (30) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Александр Геннадьевич Шарифуллин, современное ювелирное искусство, авторское ювелирное искусство, Красносельское училище художественной обработки металлов, православное ювелирное искусство, традиционные ювелирные техники, творческий метод,

Как цитировать

Шарифуллина В. А. Особенности творческой стратегии А.Г. Шарифуллина в авторском ювелирном искусстве // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 3 (30). С. 194-203. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.013.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Александр Геннадьевич Шарифуллин — художник-ювелир, участник и лауреат множества конкурсов и выставок ювелирного искусства. В статье впервые вводятся в научный оборот произведения А.Г. Шарифуллина, относящиеся к светскому и церковному направлениям авторского ювелирного искусства. Ставится цель выделить особенности творческой стратегии мастера, охарактеризовать способ решения ключевых для ювелирного искусства проблем формы и содержания, традиции и новации. Для достижения поставленной цели использованы методы интервьюирования, компаративного и формально-стилистического анализа произведений. В статье выявлены условия существования творчества А.Г. Шарифуллина в контексте современного ювелирного искусства России — между консервативным копированием и массовым производством изделий «китча». Рассмотрены ключевые технические характеристики процесса создания изделий с использованием ювелирных и «нетрадиционных» (сталь, производственные резина, стекло, дерево) материалов, различных техник и технологий (от 3D-моделирования и выращивания до всечки и инкрустации). Выявлены взаимосвязи произведений художника с мировым искусством XX века и древности — от изделий Африки и Океании до Византийской Империи. Также обозначено значение взаимодействий мастера с современной виртуальной художественной средой. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможностях интеграции традиционных и современных техник, о потенциале философского и художественного диалога художника и зрителя посредством ювелирных изделий. Актуализация в творчестве А.Г. Шарифуллина ключевых проблем декоративно-прикладного искусства делает его работы перспективными для дальнейших исследований.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.013
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Перфильева И.Ю. Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных явлений. 1920–2000-е годы. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 512 с.
  2. Акуличева Г.В. Красносельское училище художественной обработки металлов. Кострома: [б. и.], 2022. 479 с.
  3. Художники земли Костромской / авт.-сост. Т.М. Касторская. Кострома: Костромаиздат, 2019. 224 с.
  4. Пятый всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калининграде «Город» : каталог выставки. 21.06-5.09.2021 / сост. и ред. Т.Ю. Макеева. Калининград: [б. и.], 2023. 232 с.
  5. Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России XIX–XX веков : каталог выставки. Ч. 1 / авт.-сост. В.Ю. Волдаева, К.Г. Титова. М.: [б. и.], 2022. 108 с.
  6. Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал [сетевая версия журнала]. 2005. № 1 (60). URL: https://mam.garagemca.org/issue/35/article/672 (дата обращения: 01.04.2023).
  7. Емельянов В.В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса) // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 46–57.
  8. Волошин М.А. Искусство и искус. СПб.: Лениздат, 2014. 287 с.
  9. Лосев А.Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга, 2009. 224 с.
  10. Евреинов Н.Н. Откровение искусства. СПб.: Мiръ, 2012. 773 с.
  11. Гнутова С.В. Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни. М.: Интербук-бизнес, 2000. 135 с.