Аннотация
В основу статьи легло исследование начального этапа формирования феномена «другого» искусства города Костромы второй половины 1950-х – 1970-х годов. Ранее комплексного анализа художественного процесса, происходящего в контексте неофициальной культуры данного провинциального города, предпринято не было. Актуальность изучения «провинциального нонконформизма» обусловлена возможностью расширить устоявшееся определение понятия «нонконформистское искусство», чаще применяющееся к творчеству художников Москвы и Ленинграда. Цель исследования — выявить характерные художественные особенности «другого» искусства Костромы указанного периода и определить ключевые условия его бытования. Автором статьи были применены методы стилистического, формального и компаративного анализа, историко-биографический метод. Основой для анализа послужили опубликованные документальные материалы, каталожные статьи, произведения из коллекций МБУ города Костромы «Художественная галерея» (в настоящее время ОГБУК «Центр русского искусства») и Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В результате исследования выявлены два поколения художников, чьи творческие стратегии формировались на рубеже 1950–1960-х и в 1970-е годы соответственно. Названы характерные черты и различия их мировоззрения и отношения к художественной практике. В то же время в ходе исследования определена ключевая роль Костромского художественного училища в становлении художников и названы основные события в культурной жизни города и области этого периода, связанные с деятельностью искусствоведа В.Я. Игнатьева. В результате анализа художественных произведений неофициального искусства Костромы были определены его ключевые стилистические направления, образующие синтез реализма, постимпрессионизма и примитивизма. Итогом исследования является вывод о типологической близости характера «другого» искусства Костромы и других провинциальных городов Советского Союза, где неофициальными скорее становятся произведения, нежели целые творческие биографии. В заключение автором статьи выдвинута гипотеза о специфической общественной отстраненности и проявленной привязанности художников к малой родине как о ключевых чертах их мировоззрения, позволивших костромскому искусству 1950–2000-х годов образовать единое культурное явление.
Библиографические ссылки
- Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы : сб. статей / ред.-сост. А.К. Флорковская. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, БуксМАрт, 2014. 480 с.
- Андреева Е.Ю. 100 лет современного искусства Петербурга. 1910–2010-е. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 358 с.
- Т.В. Шувалова, 1929–1980. Н.В. Шувалов, 1929–1984. Живопись, графика : каталог / сост. В.Н. Лебедева и др. Кострома: [б. и.], 1991. 143 с.
- Владимир Муравьёв. Живопись : каталог / сост. Н. Бриллинг. М.: Артагентство «Бонфи», [1996]. 94 с.
- Козлова М.А. «Уже не жизнь, а житие...» : книга о художнике Алексее Козлове М.: КРУК-Престиж, 2005. 176 с.
- Игнатьев В.Я. О времени и о себе. Кострома: [б. и.], 2020. 218 с.
- Малясова Г.В. Противостояние старого и нового: костромские государственные свободные художественные мастерские (1920–1921 гг.) // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. С. 182–186.
- Сухарева Т.П., Окуловская В.Н. Обзор фонда «Живопись светская» // 100 лет Императорскому Романовскому музею : альбом-каталог / под ред. И.С. Наградова и Н.В. Павличковой. Иваново: Артстудия «Дягиль», 2014. С. 136–143.
- Чувина М.А. Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944–1960 годы) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 2. С. 253–257.
- Любить? Ненавидеть? Что еще? : худож. альбом / авт.-сост. В.Я. Игнатьев. Кострома: [б. и.], 1998. 40 с.
- Раскатова Е.М. «Культурное одиночество»: о некоторых особенностях самосознания интеллигенции российской провинции в 1970-е годы // Социум: проблемы, анализ, интерпретации : сб. науч. трудов. Вып. 5 / отв. ред. О.П. Шушарина. М.: Московский педагогический государственный университет, 2006. С. 389–408.
- Курбановский А.А. Искусствознание как вид письма : сб. статей. СПб.: Борей-Арт, 2000. 257 с.