Аннотация
В статье рассматриваются некоторые ранние произведения бурятской буддийской живописи из собрания Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева с изображением одних из наиболее популярных в народе персонажей пантеона – будды Амитабхи, бодхисаттвы-спасительницы Зеленой Тары, защитника учения Махакалы, божества долголетия Белого Старца. Акцент делается на своеобразии старинной бурятской живописи XVIII в. Иконы-танка этого периода обладают монументальностью, своеобразием колорита, отсутствием лишних деталей. Автор проводит их иконографический, композиционный, типологический, художественный анализ, исследуются особенности колористического решения икон. Подчеркивается уникальность ранней бурятской живописи и возможность развития ее характерных особенностей на пути инноваций в современной буддийской живописи.
Благодарности
Автор выражает благодарность Иркутскому областному художественному музею имени В.П. Сукачева за предоставленные фотографии.
Библиографические ссылки
- Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография. М.: Ориенталия, 2011. 448 с.
- Асалханова Е.В. Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Концепция и программа историко-художественной реконструкции живописного убранства: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. Саратов: [Б. и.], 2017. 335 с.
- Асалханова Е.В. Коллекция буддийской живописи Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. 2009. № 114. С. 290–295.
- Асалханова Е.В. Особенности отображения иконографического сюжета «Тридцать пять Будд покаяния» в бурятской традиционной живописи // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. Серия 15. Вып. 4. С. 50–59.
- Асалханова Е.В. Эволюция образа Белого Старца в бурятском изобразительном искусстве XVIII–XXI веков // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 4 (63). С. 292–297.
- Асалханова Е.В. Художественно-технологическая специфика буддийской живописи // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 185–191.
- Банаева В.А. Декоративно-прикладное искусство бурят Предбайкалья. Иркутск: Издательство «Время странствий», 2018. 300 с.
- Буддийская коллекция: каталог / Иркут. обл. краевед. музей; авт.-сост. Е. Добрынина. Иркутск: Артиздат, 2008. 18 с.
- Герасимова К. М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 341 с.
- Елихина Ю.И. Тибетская живопись (тангка) из собрания Ю.Н. Рериха (коллекция Государственного Эрмитажа). СПб.: ГАМАС, 2010. 128 с.
- Иркутский городской архив. Фонд 293. Опись 1. Дело 240, № 17.
- «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма: каталог выставки / Гос. Эрмитаж; авт. концепции, науч. ред. Ю. И. Елихина. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. 510 с.
- Подгорбунский И.А. Буддизм. Коллекция. Каталог. Иркутск: [Б. и.], 1900.
- Подгорбунский И.А. Каталог буддийской коллекции ВСОИРГО. Отдел XVII. Иркутск: Паровая типография П.И. Макунина и В.М. Посохина, 1908. 83 с.
- Подгорбунский И.А. Каталог выставки предметов внешней обстановки жизни лам / Составлен И. Подгорбунским и Г. Потаниным. Иркутск, 1888. 76 с.
- Сокровища Иркутского художественного музея / Авт.-сост. Т.П. Огородникова. Л.: Аврора, 1989. 151 с.
- Федорова М.В. Буддийские коллекции в выставочных проектах Российского этнографического музея // Музей. Традиции. Этничность. 2017. № 1 (9). С. 61–79.