Об особенностях авангардного искусства Оренбурга второй половины XX века: аксиологический контекст
Выпуск № 3 (26) 2022 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

авангард «второй волны», изобразительное искусство Оренбурга, объединение художников «Академия Садки», беспредметное искусство, аукцион «Отель Друо», «подпольное искусство», галерея «АртА», история искусств, художественные ценности,

Как цитировать

Кобер О. И. Об особенностях авангардного искусства Оренбурга второй половины XX века: аксиологический контекст // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 3 (26). С. 128-141. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.011.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Региональный авангард «второй волны» относится к малоизученным темам современного российского искусствоведения. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что впервые оренбургский авангард рассматривается в контексте отечественной культуры. На основе анализа творчества художников, отвергавших догматы официального искусства и отстаивавших право на свое видение художественного мира, научных статей, альбомов и каталогов выставок, статей в прессе указываются основные особенности авангардного искусства Оренбурга. Значительным явлением в культурной жизни города стало создание в начале 1970-х годов творческого объединения художников «Академия Садки», оказавшего большое влияние на становление оренбургского авангарда. Первое большое признание пришло к авангардистам в 1991 году, когда на аукционе «Отель Друо» в Париже были представлены «работы художников Урала» с подзаголовком «Подпольное искусство». При рассмотрении данной темы автор указывает и на некооперированных художников, каждый из которых в результате творческих поисков пришел к авангардному искусству. В статье делается акцент на том, что авангардисты трудно пробивали себе дорогу к зрителю, долго не получали признания своего творчества, чаще выставлялись за границей, чем в России. На сегодня творчество оренбургских авангардистов признано всеми, и их персональные выставки проходят на всех экспозиционных площадках города. На основе проделанной работы делается вывод об особенностях второго авангарда в Оренбурге: местные авангардисты были далеки как от соцреалистического, так и от постмодернистского искусства, в своем творчестве не затрагивали современных остросоциальных и политических проблем, для них были важны общечеловеческие и художественные ценности, а в решении живописных задач они опирались на традиции авангардного искусства начала XX века.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.011
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1985.
  2. Кобер О.И. Своеобразие «оренбургской школы» живописи // Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII–XX веков / под ред. Е.В. Грибоносовой-Гребневой. М.: БукМАрт, 2020. С. 69–73.
  3. Глахтеев Геннадий : альбом / сост. И.В. Макарова, Г.А. Глахтеев. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2011. 160 с.
  4. Смекалов И.В. Эстетическая программа группы «Академия Садки» // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (31 января – 2 февраля 2018 г., Оренбург). Оренбург: ОГУ, 2018. С. 384–291.
  5. Веркашанцева Н.П. Портрет с натуры. Оренбург: Издатель М. Ф. Коннов, 2015. 300 с.
  6. Кантор А. Что за выставкой // Творчество. 1986. № 10 (358). С. 2–7
  7. Академия Садки. хронология творческой жизни группы «Академия Садки» : альбом / сост.: И.В. Смекалов, И.В. Макарова. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2008. 336 с.
  8. Газукин Валерий : альбом / авт.-сост. И.В. Смекалов, И.В. Бушухина. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2014. 152 с.
  9. Академия Садки : каталог выставки / В. Газукин, Г. Глахтеев, В. Еременко, А. Власенко, И. Макарова, А. Павлов, А. Ханин, Г. Резанова. Оренбург: Южный Урал, 1991. 80 с.
  10. Беспредметный язык живописи / авт.-сост. В. Газукин. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2002. 16 с.
  11. Мейланд В. В. Газукин. А. Павлов. А. Ханин (Оренбург) // Валерий Газукин. Александр Павлов. Александр Ханин. Живопись. Графика : каталог выставки. Оренбург: Южный Урал, 1989. С. 6–9.
  12. Кобер О.И. Меценатство и коллекционирование в провинции: на примере галереи искусств М.Ф. Коннова в Оренбурге // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 2 (21). С. 76–91. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.007. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/617 (дата обращения: 13.11.2021).
  13. Глахтеев Г. Глазами Геннадия Глахтеева. Галерея «АртА» : каталог выставки. Оренбург: Южный Урал, 1994. 16 с.
  14. Гилёв Юрий. Живопись. Графика : альбом / авт.-сост. Д. Клюшин. Оренбург: Шестой этаж, 2011. 143 с.
  15. Шлеюк С.Г. Пространство Сергея Фазутова // Гостиный двор. 2020. № 2 (18). С. 337–346.
  16. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.