Аннотация
В статье рассматриваются произведения торевтики, выполненные мастерами Золотой Орды на протяжении второй половины XIII – XIV веков. Основной целью является демонстрация высокого уровня квалификации золотоордынских ремесленников, специализировавшихся на изготовлении изделий из металла. На основании искусствоведческого анализа орнамента на поверхности бронзовых сосудов (кубков) и зеркал сделан вывод о синкретическом характере золотоордынской художественной культуры, объединившей различные национальные традиции и творческие практики в рамках так называемой имперской культуры. Это хорошо видно в том, что ремесленники Золотой Орды умело объединяли и комбинировали совершенно разные по своему характеру орнаментальные мотивы, добиваясь удивительных по своей эстетической выразительности сочетаний геометрических узоров и реалистических изобразительных мотивов, представлявших реальных и фантастических животных. Изучение сохранившихся произведений торевтики позволяет сделать вывод об исключительно высоком техническом уровне и богатой художественной фантазии мастеров Золотой Орды, влияние искусства которых распространилось на обширные территории Евразии.
Библиографические ссылки
- Дунаева Ю.В. Современные контексты и подходы к изучению истории Золотой Орды (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5. История: Информационно-аналитический журнал. 2020. № 1. С. 24–41.
- Золотая Орда в мировой истории : коллективная монография / отв. ред.: И. Миргалеев, Р. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2016. 967 с.
- Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Тишин. М.: Медина, 2017. 568 с.
- Недашковский Л.Ф. Ремесло Золотой Орды // Проблемы истории, филологии и культуры. 2013. № 3 (41). С. 136–154.
- Золотоордынское наследие. Сборник статей. Выпуск 1 : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фэн, 2009. 526 с.
- История татар : в 7 т. Т. 3: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. / гл. ред.: М. Усманов, Р. Хакимов. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. 1056 с.
- Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М.: Искусство, 1976. 228 с.
- Елихина Ю.И. Эрмитаж дахь монголын эзэнт гүрний үеийн дурсгалууд. Улаанбаатар – Санкт-Петербург: Эрмитаж улсын музей, Чингис хаан музей, 2023. 224 с.
- Монголчуудын хувцас, гоёл чимэглэл / эмхэтгэгчид: Ч. Туулцэцэг, Ж Баярсайхан. Улаанбаатар: Монголын Үндэсний музей, 2023. 328 х.
- Монголын Үндэсний музей / ерөнхий редактор: Ц. Одбаатар. Улаанбаатар: Монголын Үндэсний музей, 2024. 346 х.
- Каримова Р.Р. Элементы убранства и аксессуары кочевников Золотой Орды. (Типология и социокультурная интерпретация). Дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2010. 143 c.
- Ямилова Р.Р. Головные уборы кочевников Золотой Орды // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. № 89. С. 118–124.
- Теплякова А.Н. Позднее Средневековье: Белореченские курганы // Эпохи, курганы, находки: к 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского / сост. Т.В. Рябкова. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2024. С. 220–239.
- Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). 2011. № 3. С. 173–178.
- Турганов Б.К., Даубаева Т.Т. Бронзовые зеркала Хорезма в период Золотой Орды // Символ науки. 2022. № 1. С. 22–28.
- Чэнь Шулин. Образ Дракона в китайской культуре // Политическая лингвистика. 2024. № 1 (103). С. 206–210.