«Мифологическая линия» в современной скульптуре
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

современная скульптура, миф, мифология, академическая выставка, сквозные мотивы, фундаментальные концепции,

Как цитировать

Астраханцева Т. Л. «Мифологическая линия» в современной скульптуре // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 56–69. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена скульптурной экспозиции академического проекта «Мифы. Легенды. Сказания». Цель исследования — проанализировать произведения современной отечественной скульптуры в контексте мифологического мышления в творчестве художников-академиков Российской академии художеств, выявить характерные формы и приемы, используемые ими. Тема мифологии вводится через философские основания — идеи А.Ф. Лосева и современных теоретиков искусства. Ключевой тезис состоит в том, что миф здесь представлен не как история, которую рассказывают, а как реальность, которой живут. Методология основана на синтезе историко-искусствоведческих подходов, на системном, иконографическом и типологическом методах. Фундаментальные концепции мифа раскрываются непосредственно в художественной практике, на примере авторских работ А.В. Балашова, А.Н. Бурганова, С.Г. Мильченко, М.В. Переяславца, З.К. Церетели и др. Систематизация исследуемых произведений дает представление о формировании целого пласта российской скульптуры последней четверти XХ – первой четверти ХXI века, несущей черты сопричастности и гармонии человека с природой, конфликта добра и зла, самопознания и открытости к непознаваемому. В научный оборот вводятся скульптурные произведения, созданные в 1980–2010 годы.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.004
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / сост. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. С. 6–297.
  2. Бычков В.В. Миф в пространстве художественной символизации // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 125–135.
  3. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / пер. П.С. Попова. М.: Мысль, 1966. 496 с.
  4. Батракова С.П. Искусство и миф: из истории живописи ХХ века. М.: Наука, 2002. 216 с.
  5. Дмитриева Н.А. Пикассо. М.: Наука. 1971. 240 с.
  6. Колесниченко Ю.В. Проблема мифа и личности в работе А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» // Философия и общество. 2013. № 3 (71). С. 121–130.
  7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / сост. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  8. Летопись ратной славы. Студия военных художников имени М.Б. Грекова / сост.: Д.А. Белюкин, Т.П. Скоробогатова. М.: Белый город, 2005. 399 с.
  9. Балашов А.В. Андрей Балашов. Скульптура : альбом-монография. М.: [б. и.], 2022. 159 с.; ил.
  10. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130–140.
  11. Культурология / сост. и ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. 304 с.
  12. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  13. Театр скульптур Александра Бурганова : каталог выставки. М.: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, 2018. 48 с.
  14. Астраханцева Т.Л. Галина Визель. Путь к синтезу искусств: керамика, живопись, скульптура. М.: Союз Дизайн, 2022. 288 с.