Аннотация
С начала 1990-х годов буддийская художественная традиция Бурятии, формировавшаяся в регионе на протяжении XVIII – начала XX века, после десятилетий гонений на религию начала свое постепенное возрождение. В течение последних тридцати лет бурятская буддийская живопись развивается в активном взаимодействии со всем буддийским миром, при этом особое внимание уделяя тибетской традиции. Это можно увидеть на примере деятельности Александра Кочарова, одного из первых в России профессиональных живописцев тханка современного поколения буддийских деятелей, чье творчество до настоящего момента не становилось предметом специального искусствоведческого исследования. Через призму жизни и творчества А.А. Кочарова в статье анализируются основные этапы возрождения буддийской художественной традиции Бурятии в ее взаимодействии с современными тибетскими живописцами. Прослеживается путь художника от встречи с учителем Жимба-Жамсо Цыбеновым в Бурятии (Россия) и обучения в школе тибетской живописи Сангье Еше в Дхарамсале (Индия) до положения наставника и заслуженного мастера живописи тханка в Республике Бурятия и зарубежом. Тханки А.А. Кочарова исследуются на основе стилистического анализа в ракурсе взаимодействия тибетских и бурятских черт. Фиксируются признаки собственного художественного языка мастера, основанного на преемственности традиций двух стран.
Библиографические ссылки
- Бальжурова А.Ж. «Канон» и «лубок» в искусстве бурятской тханки // Современное буддийское искусство: традиции и инновации : сб. ст. междунар. науч. симп. / отв. ред. В.В. Деменова, О.А. Уроженко. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. С. 44–51.
- Деменова В.В., Шишминцева А.М. Продолжение традиций бурятской и тибетской живописи в творчестве буддийского художника А.А. Кочарова // Прекрасное и утилитарное: поиски взаимодействия. Материалы Третьей Международной научной конференции «Искусство Востока и Восток в искусстве» (ИВВИ / AEEA 3) / сост. Н.В. Сафонова, П.В. Моргунова; отв. ред. Д.В. Дубровская. М.: ФГБУН ИВ РАН, 2024. С. 114–116. URL: https://www.ivran.ru/sites/28/files/Materialy-IVVI-3.pdf (дата обращения 28.01.2025).
- Бардалеева С.Б. С.-Ц. Цыбиков — создатель первой бурятской школы буддийской скульптуры // Искусство Евразии. 2019. № 4 (15). С. 50–65. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.005.
- Буддийская живопись Бурятии / авт. вступ. ст., прим. и коммент. Ц.-Б. Бадмажапова. Улан-Удэ: Нютаг, 1995. 211 с.
- Бальжурова А.Ж. Бурятская буддийская иконопись конца XVIII – первой четверти XX в. (по материалам фонда Национального музея Республики Бурятия) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2015. 24 с.
- Елихина Ю.И. Тангка из Анинского дацана в коллекции Государственного Эрмитажа // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 78–85. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2022-4(18)-78-85.
- Асалханова Е.В. Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Концепция и программа историко-художественной реконструкции живописного убранства : дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2017. 335 с.
- Ванчикова Ц.П., Аюшиева И.Г. К истории формирования буддийских монашеских общин среди монголоязычных народов // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 444. С. 120–124. https://doi.org/10.17223/15617793/444/14.
- Ванчикова Ц.П. Тибетцы в Бурятии: новый феномен в этническом и культурном многообразии республики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 128–135.
- Кочаров А.А. Сияющий меч Манджушри (из опыта общения с ламой Жимба-Жамсо Цыбеновым) // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье / сост. и науч. ред. Ц.П. Ванчикова. М.: Дизайн, информация, картография, 2008. С. 330–335.
- Терентьев А.А. Досточтимый Жимба-Жамсо Цыбенов // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье / сост. и науч. ред. Ц.П. Ванчикова. М.: Дизайн, информация, картография, 2008. С. 326–329.
- Деменова В.В. Сино-тибетский стиль буддийской скульптуры: постановка атрибуционной проблемы // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 2. С. 272–286. https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.2.039.
- Иконография Ваджраяны / авт.-сост. Ц.-Б. Бадмажапов. М.: Дизайн, информация, картография, 2003. 624 с.
- Елихина Ю.И. Проблемы формирования и развития тибетского буддийского искусства XI – начала XX в. (по материалам тибетской коллекции Государственного Эрмитажа) : в 2 т. : дис. ... докт. культурологии. СПб., 2022. 783 с.
- Jackson D.A History of Tibetan painting: The great Tibetan painters and their traditions. Wien: Universitätsbuchdruckerei Styria, 1996. 456 p.
- Thurman R., Rhie M. Worlds of transformation. New York: Harry N. Abrams Inc., 1999. 512 р.
- Jackson D.A. The place of provenance: regional styles. New York: Rubin Museum of Art, 2012. 235 p.