Графическое наследие Фердинанда Ходлера в швейцарских собраниях
Выпуск № 3 (22) 2021 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

швейцарские собрания графики, Фердинанд Ходлер, графическое наследие, параллелизм, рисунок, композиция, образ-символ,

Как цитировать

Штольдер Н. В. Графическое наследие Фердинанда Ходлера в швейцарских собраниях // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 3 (22). С. 176-185. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.015.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Данная статья посвящена изучению графического наследия Фердинанда Ходлера. Эта часть творчества швейцарского художника малознакома отечественным исследователям и практически не изучалась. Впервые в отечественной искусствоведческой науке автор предпринимает попытку заполнить эту лакуну в изучении наследия знаменитого европейского мастера. Целью данной работы является намерение высветить и кратко охарактеризовать основные собрания, систематизировать рисунки и наброски по тематическому и функциональному признаку и проанализировать их с точки зрения стилистической эволюции, художественной направленности и техники исполнения. В швейцарских музейных и частных собраниях в Цюрихе, Берне, Женеве, Базеле, Веве и других местах сохранено несколько тысяч рисунков и набросков Ходлера. Они высвечивают эволюцию художественного языка мастера от натурного наблюдения и научного изучения формы к созданию идеализированных образов, образов-символов, актуальных для вызовов искусства рубежа XIX–XX веков. Как показывают швейцарские собрания, рисунки художника преимущественно являлись композиционной и исследовательской частью работы над символистскими холстами, монументальными работами, портретами и пейзажами. С точки зрения типологии им применялись быстрые наброски и штудии, многочисленные композиционные и комбинаторские варианты одной темы, которые складывались в серии и циклы. Главным выразительным элементом графики Ходлера являлась экспрессивная и мощная линия. Новизна его художественного мышления состояла в применении теории параллелизма. Художник организовывал формы в своеобразные субъективные орнаментальные коды. В рисунках Ходлер проявил себя одновременно как классик в смысле отношения к форме и как модернист в плане художественно-аналитического подхода к работе над композицией. Швейцарские собрания графического наследия позволяют осмыслить творческий метод художника, так же как и эволюцию его творчества в целом. Философский, композиционный и технический опыт Фердинанда Ходлера, сконцентрированный в его графическом наследии, по-прежнему актуален для теоретиков и практиков изобразительного искусства.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.015
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. 343 c.
  2. Фердинанд Ходлер. Каталог / Ред. и сост. Ф. Кэнель. Цюрих: Швейцарский фонд культуры ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ, 1988. 108 c.
  3. Штольдер Н.В. Фердинанд Ходлер. Взгляд из России. М.: ООО БуксМАрт, 2017. 472 с.
  4. B?tschmann O. Ferdinand Hodler the Painter // Ferdinand Hodler. Views & Visions. Ausstellungskatalog. Cincinnati Art Museum – National Academy of Design, New York – Art Gallery of Ontario, Toronto Wadsworth Atheneum, Hartford – Swiss Institute for Art Research, Z?rich. Z?rich: Swiss Institute for Art Research, 1994. Р. 38–52.
  5. B?tschmann O. Ferdinand Hodlers Kombinatorik // Beitrage zu Kunst und Kunstgeschichte um 1900 (Jahrbuch des Schweizerischen Instituts f?r Kunstwissenschaft 1984–1986). Z?rich, hrsg. von Eduard H?ttinger u. a., 1986. S. 55–79.
  6. Blome D., G?del N. M. Ferdinand Hodler. ?crits esth?tiques. Collection Hodleriana – Volume II. Archives Jura Br?schweiler. Gen?ve: ?dition Notari, 2017. 408 p.
  7. Christen G. Les dessins preparatoires pour “Regard dans l’infini” et “Floraison” de la collection Rudolf Schindler // Ferdinand Hodler. La collection Rudolf Schindler. Die Sammlung Rudolf Schindler. Vevey: Mus?e Jenisch et / Z?rich: Verlag Scheidegger & Spiess AG, 2015. Р. 207–254.
  8. Ferdinand Hodler. Die Zeichnungen im Kunstmuseum Bern. Bestandkatalog und Katalog der Ausstellung im Kunstmuseum Bern. 3.12.1999–13.02.2000. Bern, 1999. 176 S.
  9. Guignard C. Les carnets de Ferdinand Hodler. Gen?ve: MAH, Ville de Gen?ve, 2018. 102 p.
  10. Hodler // Parall?lisme. Un exposition co-produite par le Kunstmuseum Bern et les Mus?es d’art et d’histoire de la Ville de Gen?ve. Z?rich: Verlag Scheidegger & Spiess AG, 2018. 191 p.
  11. K?ster U. Ferdinand Hodler – Series and variations // Ferdinand Hodler: View to Infinity. Catalogue. Neue Galerie, New York. 20 September 2012 bis 7 Januar 2013. Reinen/Basel, die Fondation Beyeler 27 Januar bis 26 Mai 2013. Ostfildern: Hatje Cantz, Reinen/Basel Beyeler Museum AG, New York Neue Galerie, 2013. Р. 25–33.
  12. Loosli C.A. Ferdinand Hodler, Leben, Werk und Nachlass, Band I, II, III, IV. Bern: Verlag von R. Suter und Cie., 1921–1924. 278 S., 226 S., 221 S., 436 S.