Первый и единственный в России частный музей флорентийской мозаики Б. и Л. Ошкуковых
Выпуск № 2 (21) 2021 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

флорентийская мозаика, музей Ошкуковых, яшма, камнерезное искусство, мозаичное панно,

Как цитировать

Прыгов В. И. Первый и единственный в России частный музей флорентийской мозаики Б. и Л. Ошкуковых // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 2 (21). С. 104–117. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.009.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена единственному в России частному музею флорентийской мозаики Б. и Л. Ошкуковых. В основу данного собрания была положена личная коллекция основателей, в которой представлены все основные формы использования мозаик: от станкового декоративного панно до вставок в ювелирные украшения. В экспозиции музея отражены достижения всех основных художественных центров флорентийской мозаики в России — работы мастеров-камнерезов Хабаровска, Уфы, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Наибольшую художественную ценность представляют мозаичные картины, выполненные как по общеизвестным живописным оригиналам, так и по авторским эскизам из яшм и других видов твердых камней. Отдельную группу в музейном собрании составляют мозаичные панно, выполненные по проектам Б.Л. Ошкукова, вдохновленного работами мастеров русского авангарда. На основе междисциплинарного подхода, включающего искусствоведческий, культурологический и минералогический анализ произведений камнерезного искусства, автор выделяет особенности основных региональных центров и форм флорентийской мозаики.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.009
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Баранова Т.В. Флорентийская мозаика в России середины XIX – начала XXI века; Петергоф, Екатеринбург, Колывань. Дисс. канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2010. 214 с.
  2. Борис Лазаревич Ошкуков // Артхив [сайт]. URL: https://artchive.ru/obl48/feed (дата обращения: 01.04.2021).
  3. Будрина Л.А. По следам императорского дара // «Французский след» на Урале: Материалы круглого стола, состоявшегося 23 июня 2010 г. в рамках выставки «Bonjour, Урал!», приуроченной к празднованию в Екатеринбурге года Франции в России и России во Франции / редкол.: Е. В. Алексеева и др. Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2010. С. 86–96.
  4. Киселева О. Бабушкин сад. Флорентийская мозаика // Стихи.ру [сайт]. URL: https://www.stihi.ru/2017/10/06/811 (дата обращения: 01.12.2020).
  5. Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII–XIX веков: каталог коллекции. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. 559 с.
  6. Музыка абстрактного образа в творчестве Бориса Лазаревича Ошкукова / автор-сост. В.И. Зеленев. СПб.: НП-Принт, 2018. 169 с.
  7. Прыгов В.И., Беляков А.Ю. Истоки, развитие и расцвет флорентийской мозаики в Западной Европе // Природа. 2019. № 12. С. 32–40.
  8. Прыгов В.И., Беляков А.Ю. Флорентийская мозаика в постсоветской России // Природа. 2020. № 3. С. 37–46.
  9. Симфония природных минералов: коллекция работ мастеров флорентийской мозаики России и ближнего зарубежья XX–XXI веков / автор-сост. В.И. Зеленев. СПб.: НП-Принт, 2018. 163 с.
  10. Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. В 2 т. Т. 2. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2003. 336 с.
  11. Хейсум Я. Цветы // Сайт Государственного Эрмитажа. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/44708 (дата обращения: 01.12.2020).
  12. Чистякова М.Б. Камнерезные изделия в коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана. М.: Издательство «Майер», 2019. 264 с.
  13. Giusti A. (ed.). Art of the Royal Court: Treasures in PietreDure from the Palaces of Europe. Catalogue of the Exhibition at Metropolitan Museum of Art. New York: Metropolitan Museum of Art, 2008. 428 p.
  14. Massinelli A.-M. Painting in Stone. Modern Florentine Pietra Dura Mosaic. Florence: Aska, 2015. 223 p.