Детские образы в творчестве Петра Дика
Выпуск № 3 (18) 2020 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Петр Дик, графика второй половины XX века, пастель, детские образы, фигуративные композиции,

Как цитировать

Батюк Г. М. Детские образы в творчестве Петра Дика // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 3 (18). С. 11–22. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.001.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Графика Петра Дика хорошо известна в профессиональной среде и хранится в собраниях ведущих российских музеев, однако трудно считать наследие Дика полностью изученным. Среди работ художника зрелого периода распространены композиции, содержащие фигуративные изображения, которые можно интерпретировать как детские образы. Однако к настоящему моменту не было обнаружено отдельных работ, посвященных теме детства в творчестве мастера. Целью этой статьи является изучение детских образов с формальной и содержательной точек зрения. В качестве методов изучения темы в данной работе применяются элементы формально-стилистического, иконологического и культурно-исторического анализов. Специфика художественного метода Дика заключалась в том, что график не ставил перед собой задачи детального исследования натуры и отражения ее уникальных свойств на листе, а использовал визуальные впечатления для построения собственной пластической системы, отличающейся узнаваемым языком условных геометризированных фигур. Петр Дик обращался к детским образам в рамках однофигурных, двухфигурных и групповых композиций. Однофигурные композиции содержательно соприкасаются с проблемой детского одиночества, хотя в отдельных случаях могут быть визуальной метафорой детства как особенного духовного состояния. Одним из характерных мотивов двухфигурных композиций стал мотив взаимодействия ребенка и взрослого (особенно интересны в рамках данного типа композиции с образами пожилых людей). Групповые композиции, содержащие детские образы, в некоторых случаях связаны с темой учительства в широком смысле слова. Через собственную систему фигуративных мотивов художник, возможно, пытался оперировать сложными категориями философского порядка, а также исследовать проблему родства и отчуждения.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.001
Читать полную версию

Благодарности

Автор выражает благодарность Государственному художественному музею Алтайского края за предоставленные фотографии произведений из музейной коллекции.

Библиографические ссылки

  1. Дик П.Г. Петр Дик [альбом] / сост. и авт. вступ. ст.: Людмила Марц. М.: СААМ, 1994. 20 с.
  2. Дик П.Г. Петр Дик [альбом] / сост.: Кира Лимонова; вступ. ст.: Александр Боровский. СПб.: Петроний, 2014. 163 с.
  3. Дик П.Г. Петр Дик. Художественное наследие: [Альбом] / ред. А. Петрова; сост.: К. Лимонова, Е. Осотина; вступ. ст.: В. Турчин, Л. Вострецова, А. Рюмин, Й.А. Штупп. М.: Издательство журнала «Наше наследие», 2005. 224 с.
  4. Петр Дик. Диалог с пастелью [каталог] / Галерея "Г.О.С.Т." и др. М.: [б. и.], 2009. 59 с.
  5. Петр Дик. Территория тишины: [Каталог выставки] / Государственный Русский музей; науч. ред. Е. Петрова, ред. Т. Медведева, авт. ст. Е. Петрова, А. Боровский, Л. Вострецова. СПб.: Palace Editions, 2012. 96 с.