Мальтинская орнитоморфная пластика как культурный код палеолитического населения Сибири
№ 4 (11) 2018 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

первобытное искусство, орнитоморфная скульптура, технология, верхний палеолит, Мальта, Сибирь,

Как цитировать

Лбова Л. В., Панкина А. И. Мальтинская орнитоморфная пластика как культурный код палеолитического населения Сибири // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2018. № 4 (11). С. 12-26. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.001.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Комплексный анализ палеолитической пластики современными методами археологии, микроскопии, искусствоведения, этнографии позволяет конструировать новые основания для прочтения семантических текстов и кодов культуры палеолитического населения Сибири. Коллекция орнитоморфной скульптуры верхнепалеолитической Мальтинской культуры Сибири насчитывает 20 изображений птиц, выполненных на заготовках из бивня мамонта. «Классический» культурный слой датируется в пределах 23–19 т. л. н. В статье представлены результаты морфологического, технологического и стилистического анализов орнитоморфных мальтинских скульптур, предложено несколько версий интерпретации полученных результатов. Семиотический анализ позволяет предложить варианты прочтения образа птицы как специфического культурного знака, символа идей или событий, закрепленных через культурную традицию в мобильной скульптурной форме.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.001

Библиографические ссылки

  1. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 85 с., 63 табл.
  2. Алексеенко Е.А. Культы у кетов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.) / Сборники МАЭ, Т. 33. – Ленинград: Наука, 1977. – С. 29-65.
  3. Анисимов А.Ф. Шаманский чум у эвенков и проблема происхождения шаманского обряда // Сибирский этнографический сборник. – 1952. – Т.18. – С. 199-238.
  4. Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Ч. II. Религия. – Л.: Издательство Главсевморпути, 1939. – 211 с.
  5. Волков П.В. Инструментарий скульптора с поселения Мальта // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2013 г. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2013. – Т. XIX. – С. 39-42.
  6. Волков П.В., Лбова Л.В. Технологические приемы оформления орнитоморфной скульптуры из мальтинской коллекции // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2013 г. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2013. – Т. XIX. – С. 43-47.
  7. Герасимов М.М. Мальта. Палеолитическая стоянка (предварительные данные): результаты работ 1928/29 г. – Иркутск: Власть труда, 1931. – 34 с.
  8. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1995. – 606 с.
  9. Гурина Н.Н. Водоплавающая птица в искусстве неолитических лесных племен // КСИА. – 1972. – Вып. 131. – С. 36-45.
  10. Дмитриева Т.Н., Щербакова Т.И. Животные в чукотских связках семейных охранителей (по материалам коллекции И.П. Лаврова) // Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – С. 179-193.
  11. Иванов С.В. Скульптура народов севера Сибири XIX – первой половины XX вв. – Л.: Наука, 1970. – 296 с.
  12. Каменный век Южного Приангарья. Бельский геоархеологический район: монография. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2001. – Т.II. – 242 с.
  13. Кашина Е.А., Емельянов А.В. Костяные изображения птиц финала каменного века Мещерской низменности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historyryazan.ru/ (дата обращения: 25.08.2018).
  14. Ковтун И.В. Инвариантный анализ изобразительных стилей // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 1(21) – С. 40-50.
  15. Лбова Л.В., Волков П.В., Панкина А.И. Технологические аспекты производства мобильной пластики в верхнем палеолите (зооморфная скульптура Мальты) // V (XXI) Всероссийский археологический съезд. – Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2017. – С. 608-609.
  16. Липнина Е.А., Мальтинское местонахождение палеолитических культур: современное состояние изученности и перспективы исследования Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.06. – Новосибирск, 2002. – 24 с.
  17. Лукина О. Г., Лазутина Т. В. Процесс превращения образа птицы (гагары) в символ в искусстве народов Севера России // Социально-гуманитарные технологии. Известия Томского политехнического университета, 2014. – Т. 324. № 6. – С. 89-95.
  18. Ошибкина С.В. Об изображениях птиц на керамике эпохи бронзы в Восточном Прионежъе // КСИА. – 1980. – Вып. 161. – С. 46-51.
  19. Первобытное искусство: проблема происхождения / Н.С. Бледнова, Л.Б. Вишняцкий, Е.С. Гольдшмидт, Т.Н. Дмитриева, Я.А. Шер; Под ред. Я.А. Шера. – Кемерово: Никалс, 1998. – 211 с.
  20. Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М.: 1980. – 136 с.
  21. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев // Сборник музея Антропологии и этнографии, Т. 33. Памятники культуры народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX – начало XX в.). – Ленинград: Наука, 1977. – С. 5-28.
  22. Царёва Е.Г. Образы птиц на туркменских коврах XVI-XIX веков // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. – СПб: МАЭ РАН. 2012.- C. 111-136.
  23. Шаманский костюм / О.А Чернявская, А.А. Дурасов, С.Н. Мурзин. – Иркутск: Артиздат, 2004. – 78 с.
  24. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М.: Наука, 1980. – 328 с.
  25. Шмидт И.В. Об одной забытой гипотезе и возможности ее развития (на примере сибирской орнитоморфной пластики палеолита) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2008. – № 1 (33). – С. 109-114.
  26. Enszeit: Kunst und Kultur. – Stuttgart: Arch?ologisches Landesmuseum Konstanz, 2009. – 540 p.
  27. Ice Age art: arrival of the modern mind. – L.: British Museum; Jill Cook, 2013. – 240 p.
  28. Lbova L., Volkov P. Processing Technology for the Objects of Mobile Art in the Upper Paleolithic of Siberia (the Malta Site) // Quaternary International. – 2016. – P. 16-22.
  29. Lbova L. Technological Features of Decorated Ivory Artifacts in the “Classic” Collection from the Mal’ta Site (Siberia, Upper Paleolithic). // Annales d’Universit? Valahia Targoviste, Section d’Arch?ologie et d’Histoire, Tome XIX. – 2017. – Pp. 7-17
  30. Nelson, E.W. Eskimos about the Bering Strait. – Washington: Government printing office, 1990. – 518 p.