Образ города в памятных платках XIX – XXI веков
№ 2 (17) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
HTML
PDF
HTML

Ключевые слова

памятный платок, платок с сюжетным изображением, платочно-набивные производства, русские ситцепечатные мануфактуры, Павловопосадская платочная мануфактура,

Как цитировать

Ковалева Н. И. Образ города в памятных платках XIX – XXI веков // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 51-69. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.003.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций автора об истории российской текстильной промышленности конца XVIII – начала XXI века. Данная работа посвящена эволюции художественных приемов воплощения образа города и передачи отдельных архитектурных элементов в сюжетных и памятных платках отечественного производства. В статье в хронологической последовательности рассматриваются изделия крупнейших московских мануфактур XIX – начала ХХ века: Даниловской, Прохоровской Трехгорной; агитационные платки, ставшие прямыми наследниками традиции платков памятных, и далее «текстильные сувениры» – предметы, созданные во второй половине ХХ века. Заканчивают обзор платки, создающиеся в настоящее время на Павловопосадской платочной мануфактуре – единственном крупном платочно-набивном производстве страны, и изделия современных российских дизайнеров, работающих в нише малотиражного авторского платка.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.003
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Блюмин М.А. Агитационные платки в России // Мода и дизайн: исторический опыт и новые технологии. Материалы конференции / Ред. С.М. Ванькович, Н.М. Калашникова, М.М. Кузнецов. Санкт-Петербург: СПГУТД, 2015. С. 298–304.
  2. Блюмин М.А. Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910–1930-х годов: на примере стран Западной Европы и России. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. Санкт-Петербург: [Б. и.], 2006. 26 с.
  3. Блюмин М.А. Искусство одеваться: агиттекстиль от 1920-х – 1930-х годов до наших дней // 100% Иваново: агитационный текстиль 1920–1930-х гг. из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина. М.: «Первая публикация», 2010. С. 111–135.
  4. Гордеева О.Г., Ефимова Л.В., Кузнецова М.А. Русские узорные ткани. XVII – начало ХХ века. М.: Научно-издательский отдел ГИМ, 2004. 224 с.
  5. Горожанина C.B., Жигулева В.М., Зайцева Л.М. Русские ситцевые платки XIX – начала XX века в собрании Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника: Каталог. М.: Наука, 1994. 66 с.
  6. Каталог набивных тканей XIII–XIX веков собрания Роберта Форрера / сост. и авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Т.А. Долгодрова. М.: Пашков дом, 2010. 247 с.
  7. Ковалева Н.И. Набивные платки и шали в собрании Русского музея // Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2018. С. 115–140.
  8. Ковалева Н.И. От «памятного платка» к текстильному сувениру. Сюжетные и тематические платки в собрании Русского музея // Страницы истории отечественного искусства. Выпуск XXХI: Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей, 2018). Санкт-Петербург: Palace Editions, 2019. С. 190–206.
  9. Крамарева И.В. Памятник на ситце // Краеведческие записки. Выпуск 7. – Самара: Самарский областной краеведческий музей, 1995. С. 309–311.
  10. Новикова Л. Знаковая функция сувенира // Декоративное искусство СССР. 1970. № 1. С. 31–33.
  11. «Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938-2006»: выставка // Официальный сайт ВМДПиНИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmdpni.ru/data/events/2019/october/ornamentalnoe_nasledie_rossii/index.php (дата обращения 10.12.2019).
  12. Платки и шали в России XVIII–XXI веков из собрания Русского музея: каталог / авторы статей и каталога Н. Ковалева, М. Сорокина, Ю. Шлядинская. Санкт-Петербург: Русский музей, 2018. 215 с.
  13. Полосинова Т.А. Памятные платки Павловского Посада ХХ – начала XXI века // Народное искусство России. Традиции и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Вологда: ООО ПФ «Полиграф-книга», 2008. С. 236–241.
  14. Романюк С.К. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. М.: Центрполиграф, 2013. 908 с.
  15. Ситцевая Россия / авт.-сост. кат.: С.В. Исраелова и др.; фот. Е. Н. Белякова. М.: Интербук-Бизнес, 2010. 159 с.
  16. Смолицкий В. Сувенир! Сувенир! Сувенир… // Декоративное искусство СССР. 1978. № 12. С. 25–26.
  17. Советские ткани 1920–1930-х годов. Альбом / Авт.-сост. И.М. Ясинская. Ленинград: Художник РСФСР, 1977. 278 с.
  18. Толстухина Н.В., Полосинова Т.А. Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. М.: Союз Дизайн, 2015. 247 с.
  19. Три тысячи эталонов (интервью с директором Комбината прикладного искусства А. Степановой и главным художником В. Лыжиной) // Декоративное искусство СССР. 1971. № 1. С. 32–33.
  20. Широковских М.С. Текстильный сувенир второй половины ХХ века: от «вопросов красоты» к проблемам производства // Архитектон [Электронный журнал]. 2016. № 4 (56). URL: http://archvuz.ru/2016_4/7/ (дата обращения 10.12.2019).
  21. Широковских М.С., Бусыгина С.А. Художественные особенности платков ленинградской фабрики «Новость» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (54): в 2-х ч. Ч. II. C. 211–215.
  22. Ясинская И.М. Ткани 1920-х годов в собрании Русского музея // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. Х. Москва, 1974. С. 78–83.
  23. Forrer R. Die Zeugdrucke des byzantinischen, romanischen, gotischen und sp?tern Kunstepohen. Strassburg, 1894.
  24. Radical Chic [Официальный сайт]. URL: https://radicalchic.ru/brand-radical-chic/ (дата обращения 10.12.2019).