Выставка «Сарра Дмитриевна Лебедева. Избранное» в ГТГ

Сарра Лебедева. Журнал "Искусство Евразии"

Третьяковская галерея c 4 сентября по 22 ноября представляет выставочный проект, посвященный выдающемуся скульптору-портретисту Сарре Дмитриевне Лебедевой. В экспозиции представлено около 70 произведений скульптуры, 36 графических работ, архивные материалы.

Скульптор Сарра Дмитриевна Лебедева (1892–1967) давно стала признанным классиком, без упоминания ее произведений не обходится ни один исторический обзор советского искусства. Она принадлежит к тому же поколению, что и «амазонки авангарда» — Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, но талант Лебедевой, со своим реалистическим видением мира, особенно ярко раскрылся, когда наступил закат авангарда.

Родившись в Петербурге и прожив в этом городе до 1925 года, Лебедева переехала в Москву, с которой была связана вся ее дальнейшая жизнь. Работа в портретном жанре не требует больших пространств и позволяет мириться с отсутствием мастерской. Многие работы этих лет — даже не бюсты, а просто головы чуть меньше или больше натуры. К середине 1920-х годов Лебедева уже приобрела известность как блестящий портретист камерного склада, автор психологически тонких, иногда иронически заостренных, иногда романтически возвышенных, но всегда предельно правдивых изображений людей самых разных социальных слоев и профессий.  
Задачу портретного творчества Лебедева можно сформулировать как создание документального образа своего современника. Документальность означала верность натуре, которая подразумевала как передачу внешнего качества, так и воссоздание интеллектуально-эмоционального своеобразия личности. С.Д.Лебедевой был чужд субъективизм А.С.Голубкиной или пафос В.И.Мухиной, в результате модель преображалась по воле скульптора.

В 1930-е годы творчество Лебедевой переживает подъем. Создаются портретные изображения детей, появляются монументально-декоративная пластика и памятники, на это же время приходятся эксперименты на Конаковском фаянсовом заводе. Уже с конца 1920-х Лебедева стала экспонировать на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур. Этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х годов — статуям «Шахтер» и «Девочка с бабочкой», «А.Г.Стаханов со знаменем». Созданные Лебедевой вслед за этим проекты памятников — А.С.Пушкину, Ф.Э.Дзержинскому, А.П.Чехову — так и остались невоплощенными.

Сегодня творческий путь скульптора представляется успешным, ровным и гладким. В 1940-е годы, когда прокатилась очередная волна борьбы с формализмом, а в импрессионизме видели истоки всех «вредных» формалистических течений, портреты Лебедевой воспринимали, как следование здравым реалистическим традициям, и даже считали, что она склонна сознательно культивировать уродливость. Но Лебедева оставалась верна себе; отличаясь бескомпромиссностью и честностью, как и прежде, она не соглашалась на переделки, из-за чего проекты остались нереализованными. В конце 1940-х – начале 1950-х годов не имея заказов, Лебедева обратилась к новому жанру надгробия. Фактически последней работой была стела Б.Л.Пастернаку, признанная одним из лучших произведений надгробной пластики этих лет.

В Третьяковскую галерею передана значительная часть работ Лебедевой, оставшихся в мастерской после ее смерти. К произведениям, приобретенным музеем с выставкой при жизни автора, прибавился большой блок графических и скульптурных работ, а также документальный архив, благодаря которому в собрании представлены все периоды творчества мастера.

На нынешней выставке работ С.Д.Лебедевой собрана портретная галерея ее современников, знаменитых и не очень, яркая разнообразием и живостью, позволяющая представить в лицах ушедшую эпоху. Помимо хорошо известных работ можно увидеть ряд не экспонировавшихся ранее скульптурных этюдов, графических набросков, редких фотографий. Мультимедийный блок, собранный на основе архивных документов, расширяет представление о менее известной, непортретной стороне творчества скульптора.

Государственная Третьяковская галерея

Новости Ассоциации искусствоведов

С.Д. Лебедева. А.С. Пушкин

С.Д. Лебедева. А.С. Пушкин. 1937–1938. Эскиз к проекту памятника для Государственного музея-заповедника им. А.С. Пушкина в селе Михайловском Псковской области. Бронза. ГТГ.

С.Д. Лебедева. Художник В.Е. Татлин.

С.Д. Лебедева. Художник В.Е. Татлин. 1943–1944. Бронза. ГТГ.

С.Д. Лебедева. Портрет С.М. Михоэлса.

С.Д. Лебедева. Портрет С.М. Михоэлса. 1939. Бронза. ГТГ.

С.Д. Лебедева. Художница Л.А. Бажбеук-Меликян.

С.Д. Лебедева. Художница Л.А. Бажбеук-Меликян. 1946. Бронза. ГТГ.

С.Д. Лебедева. Стоящая с банджо.

С.Д. Лебедева. Стоящая с банджо. 1937. Бронза. ГТГ.