Образ города в мозаиках базилики Рождества Христова в Вифлееме
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

город, иконография, мозаика, аниконическое искусство, базилика Рождества Христова, Вселенский собор, Поместный собор, Иордания, Вифлеем, Святая земля, паломничество, иконоборчество,

Как цитировать

Этингоф О. Е. Образ города в мозаиках базилики Рождества Христова в Вифлееме // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 50–65. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Аниконическая иконография церковных соборов в виде архитектурных мотивов, которая представлена в мозаиках базилики Рождества Христова в Вифлееме 1169 г., встречается сравнительно редко. Известно несколько ее примеров в византийских и  западноевропейских памятниках IX–X вв. В рукописях IX–XII вв. встречается комбинация архитектурных композиций и антропоморфных изображений участников соборов. Аниконические мотивы в Вифлееме соответствовали не только обращению к  древней программе мозаик самой базилики при реставрации XII в. или идеологии и  политике крестоносцев, но и традиции нефигуративного искусства византийского мира, существовавшей вплоть до XII в. Иконография городов в топографических напольных мозаиках Иордании получила особое распространение в VIII в., в чем очевидна связь с актуальностью аниконического искусства именно в этот период. Закономерно, если циклы напольных мозаик Святой земли послужили одним из  источников монументальных мозаик базилики в Вифлееме.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.004

Библиографические ссылки

  1. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т.: переводы / ред. Д. С. Лихачев. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 4. – 688 с.
  2. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986. – Том 1–2. Том 1: текст. – 322 с. Т. 2: таблицы. – 597 табл.
  3. Bacci M. Old?restorations and?new discoveries in the Nativity Church, Bethlehem // Convivium. – 2015. – Vol. 2. – Iss. 2. – P. 36–59.
  4. Byzantinischen Mosaiken aus Jordanien. Katalog der Ausstellung. P.M. Piccirillo Hrsg., H. Bushhausen Hrsg. – Wien, 1986. – 251 S.
  5. Chatzidakis M., Drandakis N., Zias N., Acheimastou-Potamianou M., Vasilaki-Karakatsani A. Byzantine Art in Greece. Mosaics – Wall Paintings. Naxos. – Athens: Melissa Publishing House, 1989. – 194 p.
  6. Cormack R. The Arts during the Age of Iconoclasm // Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975. A. Bryer and J. Herrin eds. – Center for Byzantine Studies University of Birmingham, 1977. – P. 35–44.
  7. Eckersley T.E. Putting Christians on the map: topographic mosaics from late antique Jordan as representations of authority and status. Ph.D. Diss. in Art History. – University of Louisville. – Louisville, 2016. – 476 p.
  8. Grabar A. L'iconoclasme byzantin. Dossier arch?ologique. – Paris, Coll?ge de France, 1957. – 277 p. – 163 ill. hors texte.
  9. Grabar A., Manussacas M. L’illustration du manuscript de Scylitzes de la Biblioth?que Nationale de Madrid. Venise, 1979 // Biblioth?que de Institut helle?nique d'e?tudes byzantines et post-byzantines de Venise. – N 10. – 210 p. – 40 pl. – 272 fig.
  10. Hunt L.-A. Art and Colonialism: The Mosaics of the Church of the Nativity in Bethlehem (1169) and the Problem of “Crusader” Art // Dumbarton Oaks Papers. – 1991. – Vol. 45. – P. 69–86.
  11. K?hnel B. and G. The Church of the Nativity in Bethlehem: The Crusader Lining of an Early Christian Basilica. With a new edition of the mosaic inscriptions in appendix by Erich Lamberz. – Regensburg: Schnell and Steiner, 2019. – 174 p.
  12. Mundell M. Monophisite Church Decoration // Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975. A. Bryer and J. Herrin eds. – Center for Byzantine Studies University of Birmingham, 1977. – P. 59–74.
  13. Pallas D. Eine anikonische lineare Wanddecoration auf der Insel Ikaria, zur Tradition der bilderlosen Kirchenausstattung // Jarhbuch des ?sterreichischen Byzantinistik. – 1974. – Bd 23. – S. 271–314.
  14. Pallas D. Les d?corations aniconiques des ?glises dans les ?les de l’Archipel // Studien zur sp?tantiken und byzantinischen Kunst, Fr. W. Deichmann gewidmet. – Bonn: R. Habelt, 1986. – Bd 10. – Part 2. – P. 171–179.
  15. Piccirillo M. Il Complesso Di Santo Stefano a Umm Al-Rasas – Kastron Mefaa in Giordania (1986–1991) // Liber Annuus. – 1991. – Vol. XLI. – Р. 327–364.
  16. Stern H. Encore les mosaics de l’?glise de la Nativite a Bethl?em // Cahiers arch?ologique. – 1957. – Vol. 9. – Р. 141–145.
  17. Walter Ch. L'Iconographie des Conciles dans la tradition byzantine. Paris, 1970 // Archives de l’Orient Chr?tien. – Vol. 13. – 299 p.
  18. Wharton-Epstein A. The ‘Iconoclast’ Churches of Cappadocia // Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975. A. Bryer and J. Herrin eds. – Center for Byzantine Studies University of Birmingham, 1977. – P. 103–112.
  19. Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusaders. – Warminster: Aris & Phillips,1977 viii, 225 p. : ill.