Гравированное изображение волка на роговой подвеске хуннского времени (могильник Черемуховая падь, Забайкалье)
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

гравюра, зооморфное изображение, волк, традиция, микроскопический анализ, стилистический анализ, могильник, Черемуховая падь, хунну,

Как цитировать

Панкина А. И., Лбова Л. В., Ярославцева Л. Г. Гравированное изображение волка на роговой подвеске хуннского времени (могильник Черемуховая падь, Забайкалье) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 10–22. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.001.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Важным аспектом в археологической науке является процесс детального исследования и документирования уникальных предметов искусства с помощью новых методических разработок, технологий и приемов. Использование современных цифровых технологий и микроскопии является основой для выявления деталей предметов и точной их фиксации. В процессе работы с артефактами из погребальных комплексов хуннского могильника Черемуховая падь в Забайкалье коллективом авторов было обнаружено новое изображение на роговой подвеске из погребения подростка. В  статье представлены результаты микроскопического и стилистического анализа зооморфного изображения, атрибуция образа до биологического вида, его культурная принадлежность. Выводы основаны на выделении таксономических и художественно-стилистических признаков, а также предложены версии возможного семантического смысла.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.001

Благодарности

Работа выполнена в рамках проекта РНФ 18-78-10079 «Разработка технологий и информационной системы документирования и научного обмена археологическими данными».

Библиографические ссылки

  1. Артамонов М.И. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. – М.: «Искусство», 1973. – 280 с.
  2. Богданов Е.С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии: (скифо-сибирская художественная традиция). – Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 2006. – 239 с.
  3. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М., 1974. – 224 с.
  4. Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) – памятник хунну в Забайкалье. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 111 с.
  5. Давыдова А.В., Миняев С.С. Новые находки наборных поясов в Дырестуйском могильнике // Археологические вести. – 1993. – № 2. – С. 55–65.
  6. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники). – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. – 248 с.
  7. Крадин Н.Н. Империя Хунну / Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001. – 312 с.
  8. Кубарев В.Д., Черемисин Д.В. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии // Традиционные верования и быт народов Сибири, ХIХ – начало ХХ в. : [сборник статей] / отв. ред. И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 98–117.
  9. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Часть 2. – Л.: Наука, 1970. – 262 с.
  10. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Ленские писаницы: Наскальные рисунки у деревни Шишкино. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 145 с.
  11. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. – М.: «Восточная литература», 1994. – 206 с.
  12. Руденко С.И. Культура хунну и Ноинулинские курганы. – М.–Л., 1962. – 2006 с.
  13. Сатина Е.К. Образ волка в декоре вещей (памятники «звериного стиля») // Вестник КемГУ. – 2013. – № 3 (55), Т. 4. – С. 61–67.
  14. Урманче Ф.Х. Тюркский героический эпос. – Казань: ИЯЛИ, 2015. – 448 с.
  15. Харитонов М.А. Образ волка в социокультурной традиции народов Центральной Азии : автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ист. н. / Харитонов Михаил Александрович ; [Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН]. – Улан-Удэ, 2000. – 20 с.
  16. Харитонов М.А. Социокультурные аспекты зооморфной символики народов Центральной Азии. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. – 166 с.
  17. Худяков Ю.С. Золотая волчья голова на боевых знаменах: Оружие и войны древних тюрок в степях Евразии. – СПб: Петербургское Востоковедение, 2007. – 192 с.
  18. Худяков Ю.С. Искусство средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Новосибирский университет, 1998. – 120 с.
  19. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М.: Наука, 1980. – 328 с.