Образ Берлина в работах художников «новой вещественности» 1920-х годов
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

новая вещественность, немецкое искусство 1920-х годов, образ Берлина,

Как цитировать

Беликова М. А. Образ Берлина в работах художников «новой вещественности» 1920-х годов // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 212–226. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.016.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматриваются произведения немецких художников – представителей направления «новая вещественность», – в которых отражена берлинская жизнь 1920-х годов. Автор анализирует работы, посвященные городской тематике, созданные Г.  Гроссом, Р. Шлихтером, К. Хуббухом, О. Диксом, Г. Вундервальдом в период их проживания в столице Веймарской Германии. Будучи в идейной оппозиции с  экспрессионизмом как стилем и мировоззрением, вышеупомянутые авторы создали в  своих произведениях иной образ Берлина, наполненный не субъективными переживаниями и впечатлениями, а сконструированный из «объективных» характеристик столичной жизни. В стремлении запротоколировать окружающую действительность художники критически подходили к выбору сюжетов городской жизни, предпочитая преимущественно темы социально-критической направленности. В  этой связи на фоне увлечения левыми идеями художников интересовали проблемы классового неравенства, социальной незащищенности, бедности, проституции, которые ярко проявились в берлинской жизни 1920-х годов. Таким образом, художники превратились в своеобразных бытописателей жизни мегаполиса, которым уже стал Берлин в исследуемый период, и запечатлевали в своих работах не только жизнь и виды центральных, наиболее известных и привлекательных районов Берлина, но и его наиболее неприглядные промышленные окраины, в которых жило малоимущее население.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.016

Библиографические ссылки

  1. Беньямин В. Краткая история фотографии. – М.: Ad Marginem, 2013. – 144 с.
  2. Funkenstein S. Fashionable Dancing: Gender, the Charleston, and German Identity in Otto Dix's “Metropolis” // German Studies Review. – 2005. – Vol. 28, No. 1. – P. 20–44.
  3. George Grosz. Berlin – New York. (Ausst. Kat. Berlin, D?sseldorf, Stuttgart, hrsg. Von Peter-Klaus Schuster, 1994/1995). – Berlin, 1995, 2. Aufl. – 590 S.
  4. Gustav Wunderwald. Gem?lde – Handzeichnungen – Buhnenbilder (Ausst. – Kat. Berlinische Galerie. St?dtische Galerie Albstadt). – Berlin, Berlinische Galerie, 1982. – 134 S.
  5. Heller R. Art in Germany (1909–1936). From Expressionism to Resistance: the Marvin and Janet Fishmann collection. – Munich, Prestel Verlag, 1990. – 271 p.
  6. Ich und die Stadt. Mensch und Gro?stadt in der deutschen Kunst des 20. Jahrhunderts, hg. von Eberhard Roters und Bernhard Schulz (Ausst. – Kat. Berlinische Galerie, Martin-Gropius-Bau, Berlin). – Berlin, Berlinische Galerie, 1987. – 404 S.
  7. Meidner L. Anleitung zum Malen Gro?stadtbildern // Kunst und K?nstler. – 1914. – No. 5. – S. 312–314.
  8. Poore C. Disability in Twentieth-Century German Culture. – Michigan: University of Michigan Press, 2007. – 407 p.
  9. Realismus: zwischen Revolution und Reaktion 1919–1939 (Ausst. – Kat. Centres Georges Pompidou, Paris/Staatliche Kunsthalle). – Berlin, M?nchen, Prestel, 1981. – 542 S.
  10. Rowe D. Representing Berlin: Sexuality and the City in Imperial and Weimar Germany. – Aldershot: Ashgate, 2003. – 203 p.
  11. Schmidt P. Die deutschen Veristen // Das Kunstblatt. – 1924. – Heft 12. – S. 367–372.