Искусство Евразии https://eurasia-art.ru/art <p>Научный журнал «Искусство Евразии» – специализированное отраслевое сетевое периодическое издание по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.</p> <p>Журнал учрежден при участии Российской академии художеств.</p> ru-RU org@eurasia-art.ru (Елена Владимировна Макарова) publish@eurasia-art.ru (Денис Александрович Дмитриев) Пт, 30 сен 2022 06:33:37 +0300 OJS 3.2.0.3 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 От редактора https://eurasia-art.ru/art/article/view/917 <p>Этот выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен авангардным течениям в искусстве России во второй половине XX века. Их называют «авангардом второй волны», считая первой футуристические формы искусства, возникшие на рубеже XIX–XX веков.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/917 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Свердловский Союз советских художников после войны https://eurasia-art.ru/art/article/view/891 <p>В статье анализируется и описывается структура, творческие и идеологические задачи, организационные мероприятия и исторические события, которые определяли и сопровождали деятельность оргкомитета Свердловского отделения Союза советских художников после окончания Великой Отечественной войны, вплоть до конца 1952 года, конца сталинской эпохи. С помощью историко-генетического и историко-сравнительного методов исследования восстанавливается объективный ход функционирования творческого союза и его первичной партийной организации в 1946–1952 годах. Выделены и охарактеризованы основные этапы их работы, акцентируется внимание на содержательных отличиях этих временных периодов. Все использованные источники введены в научный оборот впервые.</p> Антон Сергеевич Айнутдинов Copyright (c) 2022 Антон Сергеевич Айнутдинов https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/891 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Сумеру https://eurasia-art.ru/art/article/view/907 <p>Статья посвящена иконографии священной горы Сумеру и расположенных на ее территории мандал. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.</p> Локеш Чандра; Софья Михайловна Белокурова Copyright (c) 2022 Локеш Чандра; Софья Михайловна Белокурова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/907 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка произведений Андрея Кугаевского «Лето Господне…» в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/885 <p>Российская академия художеств 13–24 июля 2022 года представила выставку произведений члена-корреспондента РАХ Андрея Кугаевского «Лето Господне…». Экспозицию составили около трех десятков живописных произведений, созданных автором более чем за 30 лет творческой деятельности.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/885 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка произведений Игоря Пчельникова (1931–2021) «Образ пространства» в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/886 <p>Российская академия художеств 13–31 июля 2022 года представила выставку произведений народного художника РФ и академика РАХ Игоря Владимировича Пчельникова (1931–2021). Начало экспозиции составили эскизы работ для декорирования архитектурных ансамблей и станковые произведения раннего периода (1962–1984). В экспозиции произведения 1990-х – 2016 годов были сгруппированы по принципу выделения главного мотива, раскрывающего одну из сторон русской души: образы семьи, родной природы, религиозные сюжеты, портреты близких. В этом ряду значительное место занимают автопортреты, которые отмечены целой гаммой внутренних переживаний. На выставке также был выделен диаметрально противоположный стилистический метод. Это абстрактные произведения, которыми мастер увлекся в 1990-е годы.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/886 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 «Мыслефразы». Выставка произведений Евгения Вахтангова (1942–2018) в МВК РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/887 <p>Российская академия художеств 14 июля – 7 августа 2022 года представила выставку произведений советского и российского живописца, педагога, академика РАХ Евгения Сергеевича Вахтангова (1942–2018). Третья по счету выставка художника в Академии носила столь же органичное и игривое название — «Мыслефразы», — что и предыдущие проекты: «Контрапункты» (2012) и «Рефлексы» (2018). Подчеркивая идею ретроспективной памятной выставки, небольшая, но емкая экспозиция раскрывает главную отличительную черту творческой биографии Евгения Вахтангова — неустанный поиск нового визуального языка живописи, коллажа и графики.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/887 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка произведений Михаила Кудреватого «Пространство памяти» в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/892 <p>Российская академия художеств 3–21 августа 2022 года представила выставку произведений члена-корреспондента РАХ Михаила Георгиевича Кудреватого «Пространство памяти». Экспозицию составили около 30 живописных полотен разных лет, в том числе недавно созданные работы, которые зрители увидели впервые.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/892 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 «В тиши природы провинции российской». Выставка произведений Ревеля Фёдорова, Александра Фёдорова и Владимира Кожевникова в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/888 <p>Российская академия художеств 10–28 августа 2022 года представила выставку произведений трех художников-единомышленников, объединенных традицией русского пленэризма и тревогой об «уходящей натуре». На выставке представлены работы академика РАХ Ревеля Фёдорова, члена-корреспондента РАХ Александра Фёдорова и почетного члена РАХ Владимира Кожевникова, созданные под впечатлением от путешествий по древнерусским городам или непосредственно на пленэре. Приверженность ценностям отечественной культуры и работе с натуры накрепко связала этот неформальный союз трех живописцев разных поколений. Более 10 лет они совершают совместные поездки по историческим местам, в дальние уголки Поволжья и Центральной России, пишут ландшафты старинных городов и их окрестностей.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/888 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 «Люди и Герои». Выставка произведений Сергея Бархина (1938–2020) в МВК РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/893 <p>Российская академия художеств 17 августа – 4 сентября 2022 года представила выставочный проект «Люди и Герои», демонстрирующий творчество художника театра, графика и архитектора, заслуженного деятеля искусств РФ и народного художника России, академика РАХ Сергея Михайловича Бархина (1938–2020). Экспозицию составили более 20 живописных произведений, созданных мастером в последние годы.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/893 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка произведений Владимира Штейна в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/901 <p>Российская академия художеств 31 августа – 11 сентября 2022 года представила выставку произведений члена-корреспондента РАХ Владимира Альбертовича Штейна. Экспозицию составили более 30 живописных полотен, многие из которых создавались в течение последних лет и еще не были представлены широкому кругу зрителей.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/901 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка «Андрей Дюков @dukov_museum/2022» в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/902 <p>Российская академия художеств 7–25 сентября 2022 года представила выставку произведений московского живописца, члена-корреспондента РАХ Андрея Дюкова, посвященную 80-летию художника. Обширная экспозиция включала произведения, отразившие основные периоды творчества мастера, весь спектр художественных исканий, созвучных основным современным ему тенденциям развития изобразительного искусства.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/902 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка произведений Фёдора Львовского «Торжество Сущего» в МВК РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/903 <p>Российская академия художеств 14 сентября – 9 октября 2022 года представила выставку художника декоративного искусства, профессора и почетного члена РАХ Фёдора Александровича Львовского, приуроченную к его 80-летию. Основное направление в деятельности мастера — создание гобеленов, панно, объемно-пространственных объектов и занавесов. Его произведения украшают многочисленные интерьеры общественных сооружений, среди которых Дом правительства РФ, мэрия Москвы, Политехнический музей, зал Ученого совета РГГУ. Название выставки «Торжество Сущего» отражает мировоззренческие и творческие позиции ее автора: «Понимание сущего как синтеза и гармонии всех элементов, составляющих мироздание, является бесконечным источником творческих озарений и вдохновений».</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/903 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 «Предметное/Беспредметное». Выставка живописи и графики тагильских художников второй половины XX века из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств в МВК РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/904 <p>Российская академия художеств и Нижнетагильский музей изобразительных искусств 21 сентября – 16 октября 2022 года представили выставочный проект «Предметное/беспредметное. Живопись, графика тагильских художников второй половины XX века из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств», демонстрирующий особенности регионального искусства за более чем полувековую историю. Экспозицию составили 108 произведений живописи и графики, из которых 92 находятся в коллекции музея, а 16 хранятся в собственных собраниях художников.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/904 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Выставка произведений Игоря Новикова в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/911 <p>Российская академия художеств 21 сентября – 2 октября 2022 года представила выставку произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ Игоря Новикова. Экспозицию составили более шестидесяти станковых работ разных лет, фотографии монументальных произведений. Игорь Новиков — яркий представитель отечественной скульптуры, мастер широкого профессионального диапазона. Любовь к метафоре, способность к художественному обобщению, свойственное его творчеству своеобразие стиля ставят его в ряд самых интересных современных авторов.</p> Copyright (c) 2022 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/911 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 К вопросу о «второй волне» русского авангарда https://eurasia-art.ru/art/article/view/906 <p>В статье рассмотрены процессы развития советского искусства XX века, развивавшиеся параллельно различным социально-экономическим и историческим событиям. Авангардные традиции, зародившиеся в конце XIX – начале ХХ в., возродились и во второй половине XX столетия, создав так называемую вторую волну русского авангарда, прокатившуюся не только по столичным школам, но и заполонившую собой регионы. Однако именно региональный аспект темы на сегодняшний день остается менее всего изученным. Задача состоит в том, чтобы с наибольшей полнотой изучить проявления художественного авангарда на материале российских регионов, дать им обобщающую оценку, включить творчество региональных авторов в научный и музейный оборот. В этом контексте в статье рассмотрены позиции спикеров, выступавших на Международной научно-практической конференции «Вторая волна русского авангарда: региональные версии», прошедшей в ноябре 2021 года в Екатеринбурге. На основании представленных материалов сделаны выводы о том, что изучение художественного авангарда, особенно в его региональном измерении, необходимо как в плане систематизации знаний о развитии авангардных традиций, так и для формирования целостной картины отечественной художественной культуры ХХ столетия.</p> Сергей Михайлович Лазарев Copyright (c) 2022 Сергей Михайлович Лазарев https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/906 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Маргинальные художники Свердловска-Екатеринбурга: выход из андеграундного искусства 1970–1990-х годов https://eurasia-art.ru/art/article/view/909 <p>В статье рассматриваются положение и место непрофессиональных художников Свердловска-Екатеринбурга в последней трети XX века. Это творчество балансирующих на границах маргинальности или находящихся в ее пограничных состояниях: Валерия Гаврилова (1948–1982) и Зинаиды Гавриловой (1974–1993), Е.М. Малахина или старика Б.У. Кашкина (1938–2005), первого поколения неофициальных художников 1970–1980-х годов; Д.П. Девятова (1968 г. р.), Л. Луговых (1964 г. р.) и других, второго поколения неофициальных художников 1980–1990-х годов. Предметом исследования стали как сами художники и их объединения, так и их творческие эксперименты с материалами, формами, мотивами. Автор находит в произведениях непрофессиональных художников стилистические параллели с классикой сюрреализма, кубизмом, конструктивизмом, наивом, аутсайдеровским искусством и творчеством представителей ар-брюта, в то же время отмечая бунтарский дух и постмодернистские эксперименты в художественно-образной интерпретации видимого мира.</p> Вера Владимировна Авдеева Copyright (c) 2022 Вера Владимировна Авдеева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/909 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Город будущего «Пешеград» Льва Эппле: восприятие и оценки современников https://eurasia-art.ru/art/article/view/889 <p>В статье анализируется общественная реакция на архитектурный проект «Пешеград» Л.А. Эппле на основе документов из частных архивов и публикаций в советской прессе. Яркая идея самодеятельного зодчего вызвала интерес у многих представителей отечественной культуры. В 1970-х годах о «Пешеграде» писали Б.С. Рябинин и Б.А. Дижур, проект поддержали художники Д.А. Шмаринов и В.Ф. Дьяченко, профессиональные архитекторы И.М. Смоляр, Г.И. Дубровин, О.Л. Вольхин. Кинорежиссер Б.Д. Галантер рассказал об идеи Эппле в фильме «Там, где твой дом» (1971), а в киноповести С.А. Герасимова «Любить человека» (1972), героями которой стали архитекторы того времени, титры идут на фоне проекта города будущего. Пешеград — детище своего времени, в нем ясно отражается культура начала шестидесятых с их «оттепельной» свободой и иллюзиями. Большинство современников воспринимали идеи Эппле не столько как рациональную градостроительную концепцию, сколько как протест против серости и бюрократии, культурной ограниченности и бездуховности.</p> Евгений Павлович Алексеев Copyright (c) 2022 Евгений Павлович Алексеев https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/889 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Живопись республик Центральной Азии в поисках обновления художественного языка (1960-е годы) https://eurasia-art.ru/art/article/view/912 <p>В статье исследуется процесс трансформации живописи республик Центральной Азии в контексте историко-социальных изменений 1960-х годов. Научная новизна определяется актуализацией вопроса о роли творчества мастеров узбекистанского авангарда 1920–1930-х годов в формировании национальных школ региона. Данный вопрос рассмотрен в связи с проблемой этнокультурной идентичности, которая выдвигалась на первый план как в годы формирования живописи в 1920-е годы, так и в 1960-е. Влияние регионального феномена авангарда на поиски художников 1960-х годов еще не было изучено в силу идеологических конвенций. В последние годы наметились новые векторы исследования данного вопроса, которые ориентируют внимание исследователей в том числе на искусство так называемой периферии. В статье учтены новые методологические разработки в отношении Центрально-Азиатского региона, основанные на постколониальном подходе осмысления развития Центральной Азии XX века. Обосновано, что изучение Центрально-Азиатского региона в период советской модернизации необходимо проводить на основе междисциплинарного синтеза и различных современных научных позиций; региональные художественные процессы необходимо рассматривать с учетом специфики историко-культурного контекста, который понимается как совокупность социально-исторических, духовно-эстетических и художественных факторов.</p> Нигора Рахимовна Ахмедова Copyright (c) 2022 Нигора Рахимовна Ахмедова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/912 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Художественная «орбита» Булата Галеева в Казани 1960–1980-х годов https://eurasia-art.ru/art/article/view/910 <p>Статья посвящена экспериментам в искусстве, интерес к которым в СССР возобновился в период оттепели; в частности синтезу музыки и визуального искусства. Особое внимание уделяется организатору исследований и творчества в данном направлении, основателю казанского НИИ «Прометей» Булату Галееву, который одним из первых в стране заинтересовался историей беспредметного искусства синестетического характера, сделав его объектом научного исследования, обсуждения, введя в культурный контекст, объединив тех, кто создавал новое искусство. Анализируется его тесное сотрудничество с рядом художников того периода: Константином Васильевым, Алексеем Аникеёнком и Надиром Альмеевым. Показано тесное сотрудничество Н. Альмеева с «Прометеем» на протяжении нескольких лет: создание иллюстраций к книгам и визуального наполнения цветомузыкальных фильмов.</p> Дина Ирековна Ахметова Copyright (c) 2022 Дина Ирековна Ахметова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/910 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Юрий Высоковских и Юрий Трофимов: художники второй волны русского авангарда в карельском искусстве https://eurasia-art.ru/art/article/view/914 <p>Статья посвящена художникам второй волны русского авангарда в искусстве Карелии XX века. Цель — на примере знаковых произведений карельских художников Юрия Высоковских и Юрия Трофимова продемонстрировать принадлежность художников ко второй волне авангарда. В качестве методов применены историко-генетический, историко-биографический и стилистический анализ.</p> Ольга Алексеевна Бахилина Copyright (c) 2022 Ольга Алексеевна Бахилина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/914 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Свой взгляд: «неофициальное» искусство 1960–1980-х годов из собрания Белгородского государственного художественного музея https://eurasia-art.ru/art/article/view/895 <p>В собрании Белгородского художественного музея хранится не так много произведений представителей неофициального искусства (среди таких исключений — работы Анатолия Зверева и Олега Кудряшова). Однако музей располагает рядом произведений, не вписывающихся в магистральное развитие советского искусства второй половины XX века. Существенная часть этих работ была представлена на выставке «О Родине, о жизни, о себе: искусство СССР от “оттепели” до “перестройки”», особенностью которой стало введение творчества региональных художников в общий контекст развития искусства СССР во второй половине ХХ века. Среди авторов — братья Смолины, Игорь Обросов, Татьяна Назаренко, Виталий Тюленев, Борис Тальберг, Егор Струлев, Лев Саксонов, белгородские авторы Валерий Осышный и Юрий Вишневский, орловский художник Гиви Калмахелидзе, курский график Владимир Кизилов. Скульптура представлена именами Александра Цигаля, Лазаря Гадаева, Дмитрия Тугаринова, Михаила Дронова. Статья посвящена исследованию советского искусства 1960–1980-х годов из фондов музея, включая новые поступления — произведения, переданные из ликвидированной в 2017 году Международной конфедерации Союзов художников.</p> Наталья Михайловна Гончаренко Copyright (c) 2022 Наталья Михайловна Гончаренко https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/895 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Экспериментальное искусство регионов России «второй волны» авангарда https://eurasia-art.ru/art/article/view/896 <p>Термины, определяющие совокупность художественных направлений, не вписывающихся в рамки советского официального искусства, имеют много оттенков в своих характеристиках: авангард, модернизм, постмодернизм, андеграунд, нонконформизм, «другое искусство», неофициальное искусство, экспериментальные направления и т. д. Не изучены творческие биографии многих ярких представителей художественной культуры, разрозненны сведения о тех или иных тенденциях, и наши представления о развитии отечественного искусства XX века, особенно его второй половины, всё еще сохраняют калейдоскопичный характер. Ряд исследователей в разных областях искусствознания и культурологии предлагает использовать термин «авангард второй волны», под который подпадают имена художников, способных возвратить «искусству значение литургического и сакрального». Отметим, что в философских исследованиях также присутствует терминологическая полемика. В последние годы стираются политические противоречия в суждениях применительно к отечественному искусству второй половины ХХ века, и начинают доминировать эстетические суждения. Первоначальный этап уральского проекта 2021 года включал проведение Международной научно-практической конференции «Вторая волна русского авангарда: региональные версии» на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) и комплекса выставочных мероприятий на нескольких площадках Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Ирбита. Все эти мероприятия были направлены на то, чтобы выявить с максимальной полнотой имена художников-экспериментаторов, работающих на Урале и в других регионах России, и определить основные тенденции развития неофициального искусства. Предпринятая попытка создания единого пространства экспериментального российского искусства второй половины ХХ века очень важна. Независимо от терминологических разночтений и разногласий, а также учитывая разномасштабность и разнохарактерность искусства представленных мастеров, можно выделить несколько закономерностей в их творчестве, подчеркнуть то, что характерно именно для них.</p> Светлана Михайловна Грачёва Copyright (c) 2022 Светлана Михайловна Грачёва https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/896 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Судьбы «второго авангарда» в провинции: практика и наследие свердловских художников-неформалов 1960–1980-х годов в оценках профессионального «экспертного сообщества» https://eurasia-art.ru/art/article/view/900 <p>В статье рассматривается неофициальное искусство Свердловска 1960–1980-х годов. Уделяется внимание терминологии, в которой описывается это явление, в частности, определению «второй авангард». Приводятся оценки творчества художников-неформалов с позиций специалистов-искусствоведов, представителей официального Союза художников и советских властных структур. Характеризуется процесс «освоения» искусства неформалов профессиональной «экспертной» средой: от начальной фиксации этого явления — к признанию его лучших достижений. В исследовании использованы элементы историко-генетического метода и комплекс искусствоведческих методов. Рассмотрение данной проблематики послужит углублению представлений о «втором авангарде» в художественной практике провинции и в исследовательской среде.</p> Татьяна Павловна Жумати Copyright (c) 2022 Татьяна Павловна Жумати https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/900 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Об особенностях авангардного искусства Оренбурга второй половины XX века: аксиологический контекст https://eurasia-art.ru/art/article/view/890 <p>Региональный авангард «второй волны» относится к малоизученным темам современного российского искусствоведения. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что впервые оренбургский авангард рассматривается в контексте отечественной культуры. На основе анализа творчества художников, отвергавших догматы официального искусства и отстаивавших право на свое видение художественного мира, научных статей, альбомов и каталогов выставок, статей в прессе указываются основные особенности авангардного искусства Оренбурга. Значительным явлением в культурной жизни города стало создание в начале 1970-х годов творческого объединения художников «Академия Садки», оказавшего большое влияние на становление оренбургского авангарда. Первое большое признание пришло к авангардистам в 1991 году, когда на аукционе «Отель Друо» в Париже были представлены «работы художников Урала» с подзаголовком «Подпольное искусство». При рассмотрении данной темы автор указывает и на некооперированных художников, каждый из которых в результате творческих поисков пришел к авангардному искусству. В статье делается акцент на том, что авангардисты трудно пробивали себе дорогу к зрителю, долго не получали признания своего творчества, чаще выставлялись за границей, чем в России. На сегодня творчество оренбургских авангардистов признано всеми, и их персональные выставки проходят на всех экспозиционных площадках города. На основе проделанной работы делается вывод об особенностях второго авангарда в Оренбурге: местные авангардисты были далеки как от соцреалистического, так и от постмодернистского искусства, в своем творчестве не затрагивали современных остросоциальных и политических проблем, для них были важны общечеловеческие и художественные ценности, а в решении живописных задач они опирались на традиции авангардного искусства начала XX века.</p> Ольга Ивановна Кобер Copyright (c) 2022 Ольга Ивановна Кобер https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/890 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Трансформации художественного метода тагильского графика Н.В. Грачикова: конец 1980-х – 2010-е годы https://eurasia-art.ru/art/article/view/894 <p>Статья посвящена творчеству нижнетагильского художника-графика Николая Владимировича Грачикова. С середины 1990-х годов он занял важное место в культурном пространстве Уральского региона, достойно представляя свое искусство на значимых выставках общероссийского и международного уровня. В 1991 году художник был принят в члены Союза художников России. Его работы включены в собрания крупных региональных музеев Калининграда, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ирбита, Новосибирска. В Нижнетагильском музее изобразительных искусств на сегодняшний день сложилась моноколлекция из 23 работ художника. В публикации сделан акцент на изучении творческого метода Николая Грачикова. Рассмотрены основные работы художника разных лет, описание и анализ которых позволили выстроить общую линию развития и формирования авторской манеры. Важные стороны творческой биографии Николая Грачикова, такие как преподавательская, выставочная и собирательская деятельность, намеренно не освещены в данной публикации, так как заслуживают отдельного, более пристального внимания. Автор статьи использовал в тексте высказывания художника, полученные в ходе интервью с ним в 2007 году, когда впервые обратился к изучению творчества этого графика.</p> Мария Юрьевна Комарова Copyright (c) 2022 Мария Юрьевна Комарова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/894 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова https://eurasia-art.ru/art/article/view/899 <p>В статье затрагивается тема одного из вариантов формирования модернистких абстрактных и тяготеющих к абстракции форм творчества. Рассматривая подходы и характер деятельности одного из наиболее интересных художников Свердловска/Екатеринбурга Вениамина Степанова, автор проводит параллели эстетических предпочтений, характера его художественного видения в области дизайна, монументально-декоративного искусства, графики и станковой скульптуры. Сформировавшийся в период трансформации подходов в художественном творчестве, проникновении в страну общемировых тенденций в области искусства художник оказался, в том числе в силу своего характера, на передовой возрождающейся системы дизайнерского образования и творчества. Уникальное сочетание дизайнерского, структурного мышления, силы восприятия, свойственной художникам монументалистам, великолепного чувства материала и внутренней свободы позволили Вениамину Степанову на всём протяжении творческого пути находиться в сфере нового, востребованного и до сих пор актуального искусства. Рассмотрение на равных различных сфер художественной деятельности — скульптуры, графики и дизайна, который часто вообще выводят за пределы художественного поля, — позволяет определять их как единую составляющую, сформировавшую оригинального и разностороннего художника.</p> Любовь Валентиновна Копосова Copyright (c) 2022 Любовь Валентиновна Копосова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/899 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Персоналии «второй волны русского авангарда» в изобразительном искусстве Приморья: Фёдор Морозов https://eurasia-art.ru/art/article/view/915 <p>Для автора статьи тема экспериментальных поисков художников Приморья конца XX – начала XXI в., которые вписываются в рамки второй волны русского авангарда, — главная. В разные годы опубликован ряд статей, защищена кандидатская диссертация, осуществлен ряд выставочных проектов. В данной статье сосредоточено внимание на одном из ярких и своеобразных представителей этого направления — Фёдоре Михайловиче Морозове. В отличие от большинства его сподвижников Морозов на протяжении более полувека твердо придерживается линии авангардных поисков. Он глубоко, как никто другой, изучал мировое изобразительное искусство, увлекаясь творчеством не только самых известных и популярных мастеров живописи, но и тех, кого знают отдельные специалисты и кто, по мнению Морозова, сказал свое оригинальное слово в искусстве, чей опыт должен быть донесен до профессионального сообщества. Этот опыт художник «пропускает» через себя, добавляя в свой творческий багаж новые «краски». Просветительский опыт Фёдора Морозова также достоин рассмотрения.</p> Наталья Андреевна Левданская Copyright (c) 2022 Наталья Андреевна Левданская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/915 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Авангардные течения в украинской живописи с начала до второй половины XX века https://eurasia-art.ru/art/article/view/916 <p>Статья посвящена истории украинского авангарда, связи его истоков с живописью середины и второй половины XX века. В статье сделан акцент на популяризаторской роли В. Кандинского и В. Издебского во время организации салонов, знакомство публики благодаря их деятельности с лучшими образцами европейского авангарда того времени. Рассматривается роль Т. Фраермана, А. Нюренберга в закреплении, благодаря их учебе во Франции, постимпрессионистических влияний французской школы в живописи Одессы. Рассматривается творчество лидера одесской школы живописи, ученика Фраермана, Ю. Егорова и его учеников, членов группы «Мамай», и прослеживаются традиции раннего авангарда в их искусстве. Затрагивается киевская и львовская школы живописи, их индивидуальные особенности, программная специфика произведений их лидеров, творчество Т. Сильваши и Л. Медведя.</p> Людмила Юрьевна Лиманская Copyright (c) 2022 Людмила Юрьевна Лиманская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/916 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Расширение пространства: преемственность в развитии идеи пространства-времени между первой и второй волной русского авангарда https://eurasia-art.ru/art/article/view/913 <p>Цель статьи — проследить преемственность в развитии идеи и понятия пространства-времени между «первой волной» и «второй волной» русского авангарда, пользуясь методом «прибавочного элемента» К. Малевича. Развитие именно этих идей и понятий оказалось решающим для искусства всего XX века и далее, продолжая распространяться на новые его формы, включая инсталляции, перформансы и digital art. Трансформация этих идей и понятий оказалась такой же важной, как открытие в эпоху Ренессанса пространственного измерения в изображении — перспективы. Апеллируя к теоретическим работам К. Малевича, а также к философскому и научному контексту его времени и XX века, исследование демонстрирует онтологическую преемственность по существу идей первых русских супрематистов и дальнейшее развитие их сегодня. В статье эта преемственность показана на примере творчества двух живых классиков второй волны русского авангарда 1960–1970-х годов — Сергея Бордачёва и Александра Юликова. Работы обоих художников находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Циммерли (США) и центра Помпиду (Франция).</p> Елена Александровна Рюмина Copyright (c) 2022 Елена Александровна Рюмина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/913 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Символика цвета в живописи Любови и Василия Анциферовых: красное и золотое https://eurasia-art.ru/art/article/view/905 <p>Статья посвящена большой серии живописных работ Любови и Василия Анциферовых: «Красное и Золотое» (2002–2005). Продолжительная работа над ней стала для художников обращением к началам русской истории и культуры, осмыслением их истоков, возможностью лучше понять самих себя. В основе серии лежит диалог с христианским искусством, интерпретация его образов и сюжетов, воплощенных в современной обобщенно-абстрактной форме. На примере конкретных работ анализируется символика цвета и художественный язык серии.</p> Мария Игоревна Стихина Copyright (c) 2022 Мария Игоревна Стихина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/905 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Гротескные метаморфозы мотива древнерусской архитектуры в творчестве Н.Д. Грицюка https://eurasia-art.ru/art/article/view/897 <p>В статье исследуется процесс формирования гротескной образности в творчестве новосибирского художника Н.Д. Грицюка (1922–1976) на примере трансформации мотива древнерусской архитектуры в серии «Фантазии и интерпретации». Источником возникновения гротескных композиций являются каракули и «почеркушки» из путевых альбомов художника, созданные по принципу автоматического письма из фрагментов древнерусской архитектуры, силуэтов дымковской игрушки и частей человеческого тела. В процессе творческих поисков эти комбинированные «гротески» органично трансформируются в самостоятельные карнавальные композиции, отражающие отстраненное ироничное отношение автора к фольклорным мотивам и сюжетам. В композициях рубежа 1960–1970-х гг. при сохранении гротескной образности ирония сменяется тревожной интонацией неопределенности. Помещенные в беспокойное цветонасыщенное пространство храмы превращаются в деформированные и разъятые антропоморфные образы-гибриды, в которых отражаются экзистенциональные переживания художника. Реальность становится для Грицюка неоднозначной и зыбкой и рассматривается им под углом абсурда и фантасмагоричных допущений. Возникновение трагического столпотворения, ассоциативно считываемого зрителем как символ предвестия конца света, свидетельствует о размышлениях художника над проявлениями духовного, трансцендентного. Духовная и одновременно абсурдистская проблематика гибридных образов сближает поиски Грицюка, с одной стороны, с метафизической живописью М.М. Шварцмана и Э.А. Штейнберга, а с другой — с гротескным искусством скульпторов Э.И. Неизвестного и В.А. Сидура. Таким образом, в условиях доминирующего реалистического дискурса гротеск как прием позволил новосибирскому художнику погрузиться в символическое пространство свободного самовыражения и соприкоснуться с миром трансцендентного.</p> Вячеслав Николаевич Чимитов Copyright (c) 2022 Вячеслав Николаевич Чимитов https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/897 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300 Творчество Татьяны Глебовой в русле течения «сакрализованный пластицизм»: об одной картине https://eurasia-art.ru/art/article/view/898 <p>Художественное течение «сакрализованный пластицизм», название которому дано Л.В. Мочаловым в 1990-е годы, возникло после Великой Отечественной войны. Его основатели — В.В. Стерлигов, П.М. Кондратьев, Т.Н. Глебова — были учениками известных представителей первой волны авангарда — К.С. Малевича, П.Н. Филонова, М.В. Матюшина. Занимаясь вопросами пространственной структуры, цветопластики, они вводили в свое творчество координату духовного измерения, не теряя связи с натурной действительностью. На примере одной из поздних работ Татьяны Глебовой рассматривается путь преображения натуры, легшей в основу замысла художественного произведения.</p> Тамара Геннадьевна Чудиновская Copyright (c) 2022 Тамара Геннадьевна Чудиновская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/898 Пт, 30 сен 2022 00:00:00 +0300