Искусство Евразии https://eurasia-art.ru/index.php/art <p>Научный журнал «Искусство Евразии» – специализированное отраслевое сетевое периодическое издание по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.</p> <p>Журнал учрежден при участии Российской академии художеств.</p> ru-RU org@eurasia-art.ru (Елена Владимировна Макарова) publish@eurasia-art.ru (Денис Александрович Дмитриев) Ср, 30 сен 2020 05:11:24 +0300 OJS 3.2.0.3 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Ким Коваль: рожденный созидать https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/70 <p>Автор представляет аналитический обзор выставки, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России, заслуженного художника РСФСР Кима Петровича Коваля. В статье изложен творческий путь живописца, описана специфика его художественного метода. В экспозиции представлено 52 живописные работы 1950–1990-х годов из собрания Приморской государственной картинной галереи и коллекции семьи художника, в том числе этюды к некоторым произведениям, местонахождение которых на данный момент неизвестно.</p> Наталья Андреевна Левданская Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/70 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Вечный огонь Победы — перекличка поколений https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/85 <p>Важным событием в художественной жизни Дальнего Востока в 2020 году стала выставка «Великая Победа» в Приморской государственной картинной галерее. В статье представлен аналитический обзор этой экспозиции, состоящей из двух частей. Первая часть — работы заслуженного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств Кирилла Ивановича Шебеко, которому в этом году исполняется 100 лет со дня рождения. Для выставки из коллекции специально отобраны прежде всего не приморские, а дальневосточные картины мастера. Во втором зале показаны подготовленные специально к 75-летию Победы произведения современных приморских художников из Владивостока, Уссурийска, Находки, Хабаровска, Благовещенска, Улан-Удэ, Якутска.</p> Наталья Андреевна Левданская Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/85 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Удаяна Будда https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/82 <p>Статья посвящена образу Удаяны Будды, описана история этого изображения, особенности иконографии. Наиболее ранним образом считается глиняная статуя в пещере № 169 Пин-лин-су (период Западной Цинь, 385–431 гг.). Также ранний образ Удаяны Будды, относящийся к эпохе Тан, находится в 14 гроте Тунь-хуан. Известны скульптурные изображения Удаяны Будды в монастыре Камсан-са в Корее, деревянная копия в монастыре Сайжаджи в японском Киото, а также перевезенная в 1900 году из Китая статуя в столице Бурятии — Улан-Удэ. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.</p> Локеш Чандра Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/82 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Детские образы в творчестве Петра Дика https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/59 <p>Графика Петра Дика хорошо известна в профессиональной среде и хранится в собраниях ведущих российских музеев, однако трудно считать наследие Дика полностью изученным. Среди работ художника зрелого периода распространены композиции, содержащие фигуративные изображения, которые можно интерпретировать как детские образы. Однако к настоящему моменту не было обнаружено отдельных работ, посвященных теме детства в творчестве мастера. Целью этой статьи является изучение детских образов с формальной и содержательной точек зрения. В качестве методов изучения темы в данной работе применяются элементы формально-стилистического, иконологического и культурно-исторического анализов. Специфика художественного метода Дика заключалась в том, что график не ставил перед собой задачи детального исследования натуры и отражения ее уникальных свойств на листе, а использовал визуальные впечатления для построения собственной пластической системы, отличающейся узнаваемым языком условных геометризированных фигур. Петр Дик обращался к детским образам в рамках однофигурных, двухфигурных и групповых композиций. Однофигурные композиции содержательно соприкасаются с проблемой детского одиночества, хотя в отдельных случаях могут быть визуальной метафорой детства как особенного духовного состояния. Одним из характерных мотивов двухфигурных композиций стал мотив взаимодействия ребенка и взрослого (особенно интересны в рамках данного типа композиции с образами пожилых людей). Групповые композиции, содержащие детские образы, в некоторых случаях связаны с темой учительства в широком смысле слова. Через собственную систему фигуративных мотивов художник, возможно, пытался оперировать сложными категориями философского порядка, а также исследовать проблему родства и отчуждения.</p> Галина Михайловна Батюк Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/59 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Своеобразие графики Владимира Мельника https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/21 <p>В статье рассматривается творчество Владимира Мельника, одного из самых опытных мастеров графического искусства Республики Молдова. Несмотря на значительные достижения художника в разных областях графики, ранее его творчество не было изучено. Автор статьи освещает многолетнюю деятельность мастера для введения его произведений в международный научный оборот. Анализируются работы, выполненные с 1980-х по 2010-е годы: натурные и полуфантастические композиции (офорт, меццо-тинто, пастель), документальные изображения для книг и марок (темпера с добавлениями гуаши, акварели, карандаша, пастели). Работая в трех областях графики – станковой, книжной и малых форм, В. Мельник проявляет утонченность художественного исполнения, а также тонкое пейзажное видение. Станковые произведения выделяются метафоричностью художественного языка и обилием насыщенных черных тонов. Усложнение технического исполнения приводило к созданию неповторимых эффектов. Графика малых форм, предназначенная для репродуцирования в книгах и на марках, интересна емкостью при описательной правдоподобности. Мастер стремится одновременно к типологизации и психологизации образов, к детальной разработанности и обобщенности форм. Творчество В. Мельника показательно как синтез старинных и современных традиций разных видов графики в талантливой авторской обработке.</p> Владимир Петрович Кравченко Copyright (c) 2020 Владимир Петрович Кравченко https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/21 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Открытие скульптурной композиции «Петр Великий» работы З.К. Церетели в ЖК «Петровский парк» в Москве https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/71 <p>3 сентября 2020 года на территории жилого комплекса «Петровский парк» (Москва, ул. Юннатов, 4) состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Петр Великий» работы народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств, посла доброй воли ЮНЕСКО Зураба Константиновича Церетели.&nbsp; Композиция выполнена в бронзе, ее высота 5,7 метра. Она станет своеобразной пластической и содержательной доминантой комплекса. Памятники российскому императору установлены во многих городах нашей страны и за рубежом. Президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели созданы монументальные скульптурные композиции «300 лет Российскому флоту. Петр I» в Москве (1997), памятник Петру I в Санкт-Петербурге (2006).</p> . РАХ. Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/71 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Выставочный проект «Нетленное наследие» https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/64 <p>Российская академия художеств представляет выставку «Нетленное наследие», которая является частью художественного образовательного проекта, приуроченного к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Экспозиция открыта в Музейно-выставочном комплексе РАХ – Галерее искусств Зураба Церетели с 14 июля до 4&nbsp;октября 2020 года. По задумке куратора, этот знаковый проект знакомит зрителей с художественным наследием старообрядчества, в первую очередь с иконописанием и литьем, и показывает реальное значение старообрядчества в отечественной истории и культуре.</p> . РАХ. Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/64 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Открытие мемориальных досок академикам АХ СССР Г.М. Коржеву и А.М. Грицаю в Москве https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/65 <p>В историческом Доме художников (Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 3) 27&nbsp;августа 2020 года состоялось торжественное открытие мемориальных досок выдающимся мастерам, действительным членам Академии художеств СССР Гелию Михайловичу Коржеву и Алексею Михайловичу Грицаю. Именно в этом здании долгое время находились мастерские художников и создавались их самые известные произведения. Тут же были установлены мемориальные доски таким художникам и скульпторам, как Е.А.&nbsp;Кибрик, С.А.&nbsp;Чуйков, М.Ф.&nbsp;Бабурин, А.А.&nbsp;Пластов, Е.И.&nbsp;Зверьков.</p> . РАХ. Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/65 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Выставка «Павел Никонов. Живопись наблюдений» https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/66 <p>В выставочных залах Российской академии художеств 1–27 сентября 2020 года состоялась выставка произведений народного художника РФ, академика Российской академии художеств Павла Федоровича Никонова «Живопись наблюдений», посвященная 90-летию мастера. В экспозицию вошло около 100 произведений последнего двадцатилетия.</p> . РАХ. Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/66 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 «России светлая печаль». Выставка произведений Григория Чайникова https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/67 <p>В залах Российской академии художеств 9–17 сентября 2020 года прошла выставка произведений заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, члена-корреспондента Российской академии художеств Григория Чайникова (1960–2008), посвященная 60-летию со дня рождения художника. В экспозицию вошли живописные произведения,&nbsp; созданные мастером в последние десятилетия творческой деятельности.</p> . РАХ. Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/67 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Выставка «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени» https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/68 <p>Выставка из фондов Музея имени Андрея Рублева в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств 30 сентября – 15 ноября 2020 года посвящена теме копирования выдающихся древнерусских храмовых росписей в 1920–1980-е годы. На выставке представлены копии росписей самых знаменитых памятников древнерусской монументальной живописи: от Софийского собора в Киеве до стенописей знаменитого мастера Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Некоторые из оригиналов не сохранились до нашего времени, что делает выполненные с них копии особенно ценными.</p> . РАХ. Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/68 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Альбом «Кемеровский областной музей изобразительных искусств» https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/86 <p>В 2019 году в рамках мероприятий, посвященных 50-летию музея, издан альбом «Кемеровский областной музей изобразительных искусств» (ныне Музей изобразительных искусств Кузбасса).&nbsp;Это первое издание о Музее изобразительных искусств Кузбасса (МИИК) — областном учреждении культуры Кемеровской области, открытом в 1969 году. Основой альбома является исследование, раскрывающее историю музея в ее фундаментальных аспектах: истоки, подвижники, здания, в которых размещался и размещается музей, и художественная коллекция.</p> Марина Юрьевна Чертогова Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/86 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Великая Отечественная война в произведениях Виктора Зотеева https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/84 <p>Статья посвящена теме Великой Отечественной войны в творчестве алтайского художника, фронтовика Виктора Александровича Зотеева. Актуальность работы обусловлена рядом факторов. Во-первых, в юбилейный год 75-летия Великой Победы в науке, общественных отношениях, культуре вновь переосмысляются события войны. Творческое переживание фронтовых событий, отразившееся в работах их участника и очевидца В.А. Зотеева, представляет интерес как своего рода исторический источник. Во-вторых, В.А. Зотеев известен прежде всего как пейзажист, и раскрытие новой, батальной грани его творчества расширяет понимание этого художника. Новизна исследования связана с тем, что автором анализируются ранее не изученные работы живописца. С помощью метода искусствоведческого анализа рассматриваются три работы В.А. Зотеева: натюрморт и две сюжетные картины. Изучаются особенности их композиционного построения, выявляются биографические коннотации, связи с событиями жизни художника, определяется общий идейно-мировоззренческий базис. Проведенное исследование показывает, что тема войны не составила отдельного направления в творчестве художника, но в нем есть этапные картины, связанные с личными переживаниями В.А. Зотеева и отражающие не только конкретные события и образы, но и общий метафизический смысл войны и победы.</p> Софья Михайловна Белокурова Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/84 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Влияние образов Великой Отечественной войны на сценографию Красноярска в 1950–1980-е годы https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/77 <p>Статья содержит краткий обзор основных спектаклей красноярских театров 1950–1980-х годов, в которых так или иначе затрагивается тема Великой Отечественной войны. Анализируется ее важность в сценографии региона и основные стилистические и эстетические особенности. Автор продолжает исследование материалов об истории и эстетических программах красноярских театров в новом ракурсе: если ранее рассматривалась вся картина развития театрально-декорационного искусства и сценографии Восточной Сибири, без углубления в специфику воплощения военной тематики в восприятии разных поколений мастеров театра, то в данном исследовании изучается развитие изобразительного решения спектаклей — переход от реалистической к философской трактовке. В итоге выявляется степень влияния тематики на качество художественного оформления спектаклей и общий характер сценографии в Красноярске в обозначенный период, а также перспективы развития темы в дальнейшем.</p> Мария Викторовна Воронова Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/77 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Великая Отечественная война в судьбе ленинградской художницы И.В. Варзар https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/90 <p>Основная цель статьи состоит в том, чтобы представить искусство и биографию художницы Ирины Васильевны Варзар, работавшей в области книжной и станковой графики. Ее работы хорошо известны историкам искусства советского времени, но системного исследования биографии и творчества художницы еще не сделано. Настоящая статья впервые закладывает основы подробного изучения художественного наследия и биографии И.В. Варзар. Новизна работы заключается в том, что на основании архивных источников восстанавливается важный этап жизни художницы в Барнауле в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Туда она была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Впервые подробно описываются графические работы художницы, созданные ею на Алтае. В статье применен комплексный методологический подход — основной искусствоведческий анализ расширен за счет архивоведческих изысканий и метода историко-биографической реконструкции. К основным результатам стоит отнести введение в научный и искусствоведческий оборот ряда произведений Ирины Варзар, систематическое изложение основных этапов творческой биографии художницы. Впервые подробно анализируются ее работы периода Великой Отечественной войны и показываются основные приемы художественного метода.</p> Елена Ильинична Дариус Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/90 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Картины Юрия Пименова в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/22 <p>Статья посвящена исследованию ряда ранее не описанных работ академика Академии художеств СССР, народного художника СССР Юрия Ивановича Пименова. Впервые проведен сравнительный анализ трех картин, находящихся в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края: «Железнодорожная станция», «Яблони в дождь» и «Украшение колонны». Автор исследует колористику, композицию и сюжет живописных произведений. Проанализирован мотив пути-дороги, разобраны герои каждого полотна, описано цветовое решение картин. Выявлены схожие черты и мотивы в произведениях, принадлежащих к довоенному, военному и послевоенному периодам. Описанные картины углубляют представление о Юрии Пименове как художнике военных лет.</p> Татьяна Николаевна Канарева Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/22 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 От эскиза к картине: тема Великой Отечественной войны в творчестве Г.Ф. Борунова https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/57 <p>В статье рассматривается раскрытие темы Великой Отечественной войны в произведениях алтайского художника Геннадия Федоровича Борунова. Отмечается, что эта тема являлась значимой в творчестве художника и опосредованно проходит через многие картины живописца: пейзажи, портреты, сюжетно-тематические полотна. В научный оборот впервые вводится и анализируется ряд набросков и портретов с изображением ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, ветеранов села Павловска – родины художника. Автор статьи реконструирует творческий метод и многолетнюю эволюцию замысла Геннадия Борунова, воплотившегося, наконец, в картине «9 Мая. Рядовые Победы» в 2000 году.</p> Елена Анатольевна Мушникова Copyright (c) 2020 Елена Анатольевна Мушникова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/57 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Триптих «Страх и отчаяние в Третьей империи» Виталия Воловича https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/75 <p>Статья посвящена творчеству В.М. Воловича, графика, автора нескольких крупных циклов иллюстраций к классическим произведениям: «Вересковый мед» Р.&nbsp;Стивенсона; «Отелло» и «Ричард III» Шекспира; серий «Цирк», «Мастерская» и др. Цель статьи — раскрыть особенности творческого метода художника на примере анализа и интерпретации триптиха «Страх и отчаяние в Третьей империи». Данная цель потребовала комплексного методологического подхода к анализу творчества художника, сочетающего философский, искусствоведческий анализ с элементами литературоведческого. В результате исследования получены следующие выводы. Во-первых, В.М. Волович тяготел к глубоким обобщениям, стремился, используя язык символов и аллегорий, найти отражение современных, волнующих его проблем. Во-вторых, триптих «Страх и отчаяние в Третьей империи» знаменует поворотный момент в творчестве художника и представляет собой художественно-философскую рефлексию над драмой Б. Брехта. В-третьих, на примере данного произведения видно, что художник становится не иллюстратором литературного текста, а, поняв замысел писателя, обращается к центральной его идее и именно для нее создает свой пластический и символико-метафорический язык.</p> Михаил Юрьевич Шишин Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/75 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 К 55-летию Восточной сокровищницы России https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/87 <p>Приморская государственная картинная галерея — единственный художественный музей Приморского края с богатейшей коллекцией русского, советского и западноевропейского искусства — вскоре отпразднует 55 лет. Статья представляет краткий обзор истории и коллекции галереи.</p> Алена Алексеевна Даценко, Владимир Владимирович Петухов Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/87 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Пути комплектования коллекции приморского искусства в собрании Приморской картинной галереи https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/89 <p>Статья посвящена истории и направлениям комплектования коллекции приморского искусства в Приморской государственной картинной галерее. Процесс формирования коллекции самого восточного художественного музея России представлен комплексно, с опорой на архивные документы и в соответствии с этапами развития художественного процесса Приморского края. Материал исследования охватывает период с 1930-х годов до 2020 года и отражает становление разных видов приморского изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Широко представлен жанровый диапазон произведений: портрет, пейзаж, тематическая и историческая картины, анималистика и многие другие. Впервые сделан обзор поступлений последнего десятилетия в коллекцию галереи.</p> Алена Алексеевна Даценко Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/89 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Мифологические и библейские сюжеты в произведениях художников Приморья https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/83 <p>В течение долгого времени в центре внимания исследователей приморского искусства находились жанры пейзажа, портрета. Примечательно, что жанр сюжетной композиции в приморском искусстве изучен недостаточно, хотя композиции, прославляющие трудовые и воинские дела приморцев, занимали центральное место на всех крупных выставках советского периода. Данное исследование посвящено более узкому, но не менее интересному аспекту — возрождению в искусстве территории интереса к главному академическому жанру — сюжетной композиции на исторические, религиозные и мифологические темы — со стороны художников-неомодернистов. В статье подробно рассмотрены картины трех художников Владивостока: Евгения Макеева, Сергея Горбачева и Олега Подскочина, однако также отмечен целый ряд художников, сюжетные композиции на мифологические и библейские темы которых свидетельствуют о динамическом развитии этого жанра в современном изобразительном искусстве Приморья и всего Дальнего Востока.</p> Наталья Андреевна Левданская Copyright (c) 2020 Наталья Андреевна Левданская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/83 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Об особенностях коллекции икон семьи Поносовых в собрании Приморской государственной картинной галереи https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/60 <p>Статья посвящена обзору коллекции старообрядческих икон семьи Поносовых в собрании Приморской государственной картинной галереи. Цель исследования – обозначить проблемы атрибуции произведений, выявить преобладающие сюжеты икон. Иконы представляют собой синтез богословских, литературных и изобразительных источников. В статье отмечены общие для всех старообрядческих икон особенности, позволяющие отделить их от произведений официального церковного искусства. Выводы статьи позволят соотнести общие для старообрядческой иконописи темы с присущими конкретной семье духовными и эстетическими потребностями.</p> Евгения Васильевна Орлова Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/60 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Особенности атрибуции произведений из частной коллекции японской миниатюрной скульптуры на примере выставки «Нэцкэ. Частная коллекция» в Приморской государственной картинной галерее https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/58 <p>В статье рассматриваются особенности атрибуционной работы с предметами из частной коллекции для выставки старинной японской миниатюрной скульптуры «Нэцкэ. Частная коллекция» в Приморской государственной картинной галерее. Произведения из частных коллекций, как правило, исключены из научного оборота, однако часто представляют большой научный интерес для искусствоведов и музейных работников. Автор ставит своей целью ввести в научный оборот несколько произведений миниатюрной скульптуры нэцкэ, представляющих искусствоведческий интерес и ранее никогда не экспонировавшихся. Описывается процесс атрибуции произведений, определения сюжета, стилистики на основе экспертного мнения, сравнительного анализа с предметами из крупных музейных коллекций. Автор приходит к выводу, что сюжеты и иконография некоторых предметов весьма редки, и их описание внесет определенный вклад в изучение японской миниатюрной скульптуры.</p> Евгения Игоревна Полуднева Copyright (c) 2020 Евгения Игоревна Полуднева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/58 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Творчество Григория Гуркина и Василия Шешунова – учеников Ивана Шишкина https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/79 <p>Статья посвящена сравнительному анализу творчества двух художников-учеников И.И. Шишкина: алтайского — Г.И. Гуркина и дальневосточного — В.Г.&nbsp;Шешунова. Оба живописца прошли школу великого русского художника-пейзажиста в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Григорий Иванович Гуркин стал одним из самых значительных мастеров русского реалистического пейзажа первой трети XX века, первым профессиональным художником Алтая. Василий Григорьевич Шешунов оказал столь же существенное влияние на становление художественной жизни Уссурийска и всего Приморья. В контексте преемственности художественной школы И.И. Шишкина жанрово-тематическое своеобразие, художественная манера, творческий метод этих двух мастеров сравниваются впервые. Материалом для исследования послужили живописные полотна художников из собраний Иркутского областного художественного музея им.&nbsp;В.П.&nbsp;Сукачева, Приморской государственной картинной галереи, Государственного художественного музея Алтайского края, Томского областного художественного музея.</p> Ольга Николаевна Филиппова Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/79 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Художники Приморья на выставочных площадках Нью-Йорка https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/63 <p>В статье изложены условия и предпосылки создания в г. Владивостоке Центра современной русской культуры и Музея современного русского искусства. Указана хронология персональных и групповых выставок на площадках Нью-Йорка и Джерси-Сити (США) с участием художников Приморского края. Описана деятельность Александра Глезера и Александра Городнего по организации выставок в России и за рубежом. Дан обзор персональных выставок Александра Пыркова, Ильяса, Лилии и Фернана Зинатулиных, Евгения Макеева, Владимира Ганина, Валерия Шапранова, Анатолия Заугольнова. Приведены фрагменты высказываний арт-критики и оценок творчества приморских художников американской прессой.</p> Юрий Иванович Волкогонов Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/63 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 Современные интерактивные технологии в культурно-просветительской деятельности художественного музея (на примере Приморской государственной картинной галереи) https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/81 <p>В статье анализируется опыт внедрения интерактивных технологий в научно-просветительскую работу художественного музея. Рассматриваются предпосылки возникновения таких практик, плюсы и минусы, актуальность и перспективы развития в Приморской государственной картинной галерее в 2014–2020 годы. На примере ряда выставочных проектов, состоявшихся в галерее, показана эффективность таких форм взаимодействия со зрителями, как тематическая видеопрезентация, расширение информационных носителей с помощью QR-кодов, кинотеатр виртуальной реальности, элементы дополненной реальности, или AR, квесты в рамках направления «эдьютейнмент» — игрового и развлекательного обучения. Кратко представлена коммуникация сотрудников музея с аудиторией в социальных сетях.</p> Юлия Павловна Блаженкова Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/81 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300 От редактора https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/91 <p>Мы рады вам представить очередной номер журнала «Искусство Евразии» — № 3 (18) 2020. Его основными темами стали 75-летие Великой Победы и&nbsp; предстоящее 55-летие основания Приморской государственной картинной галереи.</p> Михаил Юрьевич Шишин Copyright (c) 2020 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/91 Ср, 30 сен 2020 00:00:00 +0300