Рельефная декорация церковных фасадов византийского мира
№ 2 (8) 2018 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

инсталляция, церковь, фасад, рельеф, сполия,

Как цитировать

Этингоф О. Е. Рельефная декорация церковных фасадов византийского мира // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2018. № 2 (9). С. 199-211. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.018.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматриваются пластические и скульптурные элементы, вставлявшиеся на фасады церквей византийского мира в XII – XIII вв. В афинской церкви Богоматери Горгоэпикоос (Малой Митрополии) и венецианском соборе Сан Марко по древней традиции использовали сполии, хотя и по-разному: в Малой Митрополии не только для декорации, но и в качестве строительного материала, в Сан Марко уже только в декоративных целях. В числе использованных сполий были не только средневековые рельефы, скульптура и архитектурная пластика, но и различные античные фрагменты, в том числе и изображения с языческими сюжетами. В Дмитриевском соборе во Владимире сполий уже не было, все рельефы были созданы специально для этого храма и были современны ему. Мы вполне правомерно можем рассматривать практику такой декорации фасадов как своего рода средневековые инсталляции, предшественники современного искусства. Это не противоречит смыслу самого термина «инсталляция».

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.018

Библиографические ссылки

  1. Бибиков М.В. BYZANTINOROSSICA: Свод византийских свидетельств о Руси, Том 1. – М., 2004. – 736 с.
  2. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011. – Т. 2. – 572 с.
  3. Византия сквозь века: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. – 428 с.
  4. Гладкая М. С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире: опыт комплексного исследования. – М., 2009. – 288 c.
  5. Гладкая М. С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: восточный фасад. – М., 2009. – 396 c.
  6. Грабар А. Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и "Слово о полку Игореве" // Труды отдела древнерусской литературы. – М.-Л., 1962. – Т. 18. – С. 233-271.
  7. Инсталляция (искусство). [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Инсталляция_(искусство)
  8. Каналетто [Электронный ресурс]. URL: https://www.wikiart.org/ru/kanaletto/ capriccio-the-horses-of-san-marco-in-the-piazzetta-1743
  9. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика / Перевод и послесловие Л.А. Беляева (Архив архитектуры. Выпуск XIII). – М.; СПб., 2000. – 192 c.
  10. Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. – М., 2000. – 352 c.
  11. Нечаев С. Париж Наполеона Бонапарта. Путеводитель. [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/author/sergeyi_nechaev/parij_napoleona_bonaparta_putevoditel/
  12. read_online.html?page=2
  13. Попов Г.В. Декорация фасадов Дмитриевского собора и культура Владимирского княжества на рубеже XII-XIII вв. // Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. – М., 1997. – С. 42-59.
  14. Свод памятников архитектуры и монументального искусства: Владимирская область. – М., 2004. – Ч. 1; Дмитриевский собор во Владимире. – 752 c.
  15. Федотова Е.Д. Италия. История искусства. – М., 2006. – 608 c.
  16. Этингоф О.Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре V – XV вв. // Античное наследие в культуре России / под общ. ред. Г. С. Кнабе. – М., Российский научно-исследовательский ин-т культурного и природного наследия, 1996. – С. 52-96.
  17. Этингоф О. Е., Турилов А. А. Александр Великий. Иконография. Эллинистические сюжеты. Иллюстрации к «Роману об Александре» // Православная энциклопедия. – М., 2000. – Т. 1. – С. 516-520.
  18. Brazinski P. The Little Metropolis: Religion, Politics, & Spolia. – Thesis. Bucknell University, 2011. – 80 p.
  19. Capitolium and Philadelphion. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.byzantium1200.com/capitolium.html
  20. Demus O. The Church of San Marco in Venice: History, Architecture and Sculpture. – Washington, DC, 1960. – 236 p.
  21. Demus O. The Mosaic Decoration of San Marco Venice (1 volume version, ed. by H. L. Kessler). – University of Chicago Press, 1988. – `278 p.
  22. Frolow A. La d?dicace de Constantinople dans la tradition byzantine // Revue de l'histoire des religions, 1944. – Vol.127. – P. 61-127.
  23. Harrison [R.] M. Ein Tempel f?r Byzanz. Die Entdeckung und Ausgrabung von Anicia Julianas Palastkirche in Istanbul. Stuttgart – Z?rich,1990. – 159 p.
  24. The Horses of San Marco. – London, Thames and Hudson, 1977. – 245 p.
  25. Kaldellis A.The Christian Parthenon: Classicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. 1st Edition. – Cambridge University Press, 2009. – 268 p.
  26. Kiilerich B. Making Sense of the Spolia in the Little Metropolis in Athens // Arte Medievale. – Nuova serie, anno IV. – 2005. – Vol. 2. – P. 95-114.
  27. Kitzinger, E. Byzantine art in the making: main lines of stylistic development in Mediterranean art, 3rd–7th century. – Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1, 1977. – 184 p.
  28. Maguire H. Byzantine Art History in the Second Half of the Twentieth Century // A. Laiou and H. Maguire, eds., Byzantium: A World Civilization. – Washington, DC, 1992. – P. 119-155.
  29. Maguire H. Observations of the icons on the West Fa?ade of San Marco in Venice // Byzantine icons: Art, technique and technology: An international symposium, 20-21 February 1998 / ed. M. Vassilaki; ed. series ed. G. M. Sifakis. – 1st ed. – Iraklio (Heraklion – Crete – Greece): Crete University Press, 2002. – P. 303-312.
  30. M?ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17. – Jh. Wasmuth, 1977. – 534 s.
  31. Nicetas Choniates. Historia. – Bonn, 1835.